Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на греческую культуру.  Расселившись по завоёванным странам, принемя в них свою културу, греки сами испытали влияние коренного населения. Сформировался единый греческий язык койне, мировая культура обогатилась именами Архимеда и Эратосфена, Эвклида и Полибия. Особого расцвета достигла филология – наука о языке и литературе, высокого развития достигает техника, по прежнему на высоком уровне пластические искусства.
Изменился круг представлений грека, полисный патриотизм и идея национальной исключительности сменились теориями космополитизма (космополит – гражданин мира). Вера в местных богов слабеет. Под влиянием восточных религий возникают новые культы. Гражданские идеалы уступают место индивидуализму, значение личности определяется не происхождением, а социальным положением. Возникают философские школы:
♦ Киники (Диоген, 400 – 323 гг. до н.э.): все блага цивилизации вредонсны и отдаляют человека от счастья. Богатсво, слава, власть – дым и суета.
♦ Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.): счастье в отказе от тщеславных стремлений, в безмятежной отрешённости от общественных дел (атараксия), а государство если и необходимо, то только как страж индивидуального счастья личности.
♦ Стоики (от храма Стоа): смысл жизни – в умении противостоять бедам. Надо так организовать свой духовный мир, чтобы никакие страдания не смогли вывести из равновесия и унизить человека, ведь в конце концов, выход всегда есть – ты можешь добровольно покинуть этот мир.
♦ Эффектики (Пиррон, 360 – 270 гг. до н.э.): поскольку абсолютного знания не существует, борьба за принципы бесмыссленна, ибо никто не может быть уверен в правоте своего мнения. Поэтому следует уклоняться не только от борьбы, но и от всяких суждений вообще.
Главным предметом философских раздумий древних греков был человек, его взаимосвязи с обществом, его личное счастье. Личностный элемент наглядно проявился и в культуре: искусство воспроизводило не идеалы, а людей обыкновенных, с их достоинствами и недостатками. Гармония богов уже не удовлетворяла. Литература отошла от больших социальных проблем и занялась тревогами и заботами обакновенной личности.

В литературе той эпохи появляются особые жанры – идиллии и пасторали в стихах и прозе, художественный эффект которых можно определить одним словом – умиление. В.Даль в своём «Толковом словаре» так объяснил значение этого слова: «трогать нравственно, возбуждать нежные чувства, любовь, жалость». Основоположником жанра стал Феокрит (315 - ??? гг.). Еще одно новшество эллинистической литературы – роман, хотя такой термин самими грекам известен не был. Ярким образцом древнегреческогоромана является прелестная сказка Лонга «Дафнис и Хлоя», очень близкая по духу к жанру пасторалей – те же прекрасные пастушки, та же идеализированная природа, та же сентиментальная дружба и любовь. О Лонге практически ничего не известно. В его романе рассказана история двух юных существ, покинутых родителями и выросших на лоне природы, мирной и благосклонной к человеку. Автор рассказывает, как пробуждается в героях чувство любви, как целомудренно оно, сколько стыдливости и прелести в их отношениях.

Плутарх (46 – 120 гг. н.э.)

Его книгами восхищались все передовые умы, начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века. Их читали Руссо и Вольтер, Дантон и Робеспьер, Белинский и русские декабристы. Сюжеты из его произведений берут Шекспир, Корнель и Расин. Это один из самых знаменитых античных писателей, основатель жанра биографии.
Большая часть сочинений Плутарха объединена общим названием «Moralia» (нравственные сочинения). Плутарх писал о человеке, о положительных и отрицательных качествах его личности. По своей форме книги Плутарха – трактаты, размышдления и рассуждения, диалоги. Нравственно-воспитательное значение их актуально и сегодня.
Но особую популярность античному автору создали дошедшие до нас его великолепные литературные портреты выдающихся людей, «Сравнительные жизнеописания». Это 46 парных биографий знаменитых греков и римлян. К портрету величайшего оратора Древней Греции Демосфена прилагается портрет римлянина Цицерона, к портрету Александра Македонского – портрет Юлия Цезаря и т.д. Биографии объединены в пары по принципу сходства или контраста. Со скупым рационализмом повествует автор о деяниях своих героев, их заслугах и промахах, не вдаваясь в подробности личной жизни, а воспроизводя характеры и портреты. Перед нами проходят один за одним знаменитые деятели древности и вместе с ними их время, их поколения. Перед нами развёртывается увлекательная многоцветная история Греции и Рима.
Из сравнительных жизнеописаний: Демосфен и Цицерон.
Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) был величайшим афинским оратором. От природы косноязычный и слабоголосый, он упражнялся. Произнося речи с камешками во рту, на берегу моря или восходя на гору; для таких упражнений он уходил в пещеру, а чтобы отрезать себе путь к возвращению, обривал себе полголовы.  Выступая в Народном собрании, он сказал: «Афиняне, вы во мне будете иметь советника, даже если не захотите. Но никогда льстеца, даже если захотите». Другим ораторам давали взятки, чтобы они говорили угодное взяточнику; Демосфену давали взятки, чтобы он молчал. Когда на Грецию наступал царь Филипп Македонский, Демосфен своими речами сотворил чудо – сплотил против него несговорчивые греческие города. Филипп мрачнел от мысли, что Демосфен одной речью смог разрушить всё, чего царь достиг победами многих лет. Персидский царь считал Демосфена своим союзником в борьбе с Филиппом, щедро осыпал его золотом. Когда Демосфен поднял греков на борьбу с македонцами, последние одержали победу. Демосфен спрятался в храме и отравился, чтобы не выходить к врагам. На его статуе высечены слова: «Если бы, Демосфен, твоя сила равнялась твоему уму. Вовек бы македонянам не владеть Грецией».
Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) был величайшим римским оратором. Когда он учился красноречию в завоеванной Греции, его учитель воскликнул: «Увы, последняя слава греков уходит к римлянам!» Образцом оратора Цицерон считал Демосфена. Благодаря своему таланту, Цицерон от низших государственных должностей дошёл до самых высших, выступая и защитником, и обвинителем. На упрёк, что он больше погубил людей обвинениями, чем спас защитами, Цицерон ответил: «Значит, я был более честен, чем красноречив». Не имея никаких доказательств вины заговорщика Катилины, Цицерон только своей речью сумел убедить сенат в его вине. Речи Цицерона проив Антония прославились так же. Как речи Демосфена против Филиппа. Антоний, убоявшись силы слова Цицерона, приказал убить оратора, а его отрубленную голову выставить на ораторской трибуне римского Форума, повергнув римлян в ужас.
Кто из них более талантлив, автор судить не решается. Главным достоинством речей Демосфена являлись вескость и сила, в речах Цицерона – гибкость и лёгкость. Демосфена враги обзывали брюзгой, Цицерона – шутником. Демосфен не занимал высоких постов, Цицерон же дослужился до консула. Чем же Цицерон превосходил Демосфена, так это бескорыстием: он не брал ни взяток от врагов, ни подарков от друзей; Демосфен же брал деньги от персидского царя. Демосфен более достойно принял смерть: сам принял яд, как подобает мужественному человеку. В то время, как Цицерон, опасаясь убийц Антония, метался в поисках спасения.