Россия на рубеже XIX и XX веков была на подъеме, это было время культурного ренессанса, т.е. возрождения; и в XX век она вступала уверенно, имея очевидные достижения.

Какие факторы могут свидетельствовать о расцвете культуры любой страны?
Пробуждение национального самосознания, интерес к отечественной истории, к замечательным традициям. Отношение к печатному слову, к книге, к литературе. О состоянии общества и его культуре можно судить по расцвету поэзии, ведь когда реакция наступает, поэтам-лирикам труднее дышится и работается.

Открывались один за другим памятники. (Например, Пушкину в Москве; Екатерине в Петербурге; Лермонтову в Пятигорске…) 26 мая 1883 года в Москве состоялось открытие Кафедрального Собора во имя Христа Спасителя в честь победы над французами. Повсеместно происходило открытие музеев, т.н. “кладовых исторической памяти”. Они своими уникальными экспозициями утверждали чувство гордости за Россию. (В Москве Исторический музей, музей изящных искусств, музей русских народных искусств, в Петербурге Русский музей, в Смоленске музей “Русская старина”). Художники создавали полотна на тему “История Руси” (Рерих, Васнецов. Врубель). Композиторы уделяли внимание произведениям старины глубокой. (Римский-Корсаков: оперы “Псковитянка”, “Садко”, “Снегурочка”, Стравинский: балет “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священна”). По количеству издаваемых книг Россия занимала 3 место в мире после Германии и Японии. О популярности книги, о заметном росте интереса к печатному слову свидетельствовало состояние библиотечного дела. Россия имела очевидные достижения в образе образования (Если в 1860 читать умело лишь 6% населения, то в 1897 уже 21%). В науке достижения были вообще замечательными, всё было готово для блестящего индустриального скачка. Именно в это время отечественная интеллигенция проявляла себя удивительно ярко, разностороннее, плодотворно. Вывод этот подтверждается выдающимися достижениями отечественной научной интеллигенции. Вспомним лишь некоторые имена.

Павлов Иван Петрович, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей Физиологической школы современности, академик, за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения в 1904 году удостоен Нобелевской премии. Видный американский ученый Кеннон назвал Павлова “некоронованным королём мировой физиологии”.

Вернадский Владимир Иванович, основатель биохимии, биогеохимии, радиогеологии; создатель учения о биосфере и переходе её в неосферу. Академик Академии наук СССР, член многочисленных зарубежных академий. Его справедливо называли “Ломоносовым XX века”.

Менделеев Дмитрий Иванович, химик, разносторонний учёный педагог, открыл периодический закон химических элементов, оставил свыше 500 печатных трудов, один из создателей Русского химического общества.

Тимирязев Климент Аркадьевич, один основоположников научной школы физиологии растений. Член- корреспондент Российской академии наук, профессор Московского университета. Он раскрыл энергетические закономерности фотосинтеза. Триумф русской науки было приглашение Тимирязева Лондонским королевским обществом в 1903 году для чтения лекции “Космическая роль растений”. Тимирязев был избран почетным доктором Кембриджского университета.

Мечников Илья Ильич, биолог и паталог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии; академик, был избран Почетным членом Пастеровского института в Париже, основал первую в России бактериологическую станцию, открыл явления фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов, лауреат Нобелевской премии в 1908 году; опубликовал книгу, посвященную “ортобиозу”- умению правильно жить-“Этюды о природе человека”, был почетным доктором Кембриджского университета.

Масштабы этих научных открытий выходят далеко за пределы России, они определили новые направления в развитии мировой науки. Каждый из упомянутых ученых был ещё и талантливым педагогом, возглавлял авторитетную в мировых научных кругах исследовательскую школу. Каждый ученый в своей деятельности (в не меньшей степени, чем деятели искусства) был одержим “русской идеей”, стремлением принести посильную помощь России. Само обилие мировых имён лишний раз напоминает о потенциальных возможностях отечественной культуры. Об удивительной активности и созидательной энергии отечественной интеллигенции свидетельствуют не только достижения ученых, но и людей искусства: композиторы: Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков, деятели драматического и оперного театра: Шаляпин, Собинов, Нежданова, Павлова, Нижинский, Фокин, Ермолаева, Станиславский, Немирович-Данченко, Москвин, Комиссаржевская, Качалов, художники: Врубель, Серов, Поленов, Репин, Васнецов, Верещагин, Левитан. А ещё скульпторы: Конёнков, Голубкина, Трубецкой… Архитекторы: Шехтель, Щусев, Фомин… А какое обилие писателей, поэтов! Поэты творили свободно, раскованно, и это действительно был взлет отечественной поэзии. Уже простое перечисление лишь некоторых поэтов того времени в полной мере подтверждает справедливость сделанных выводов: Анненский, Ахматова, Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Волошин, Гиппиус, Городецкий, Гумилев, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Северянин, Ходасевич, Цветаева…  Недаром этот период русской культуры впоследствии назвали серебряным веком

Русский поэтический "серебряный век" традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в "век золотой ", в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в некрасовские прозаизмы. Термин "Серебряный век русской поэзии" ввел в обиход русский писатель, критик, публицист, историк литературы Иванов-Разумник (1878-1946) в 1924 году, хотя впервые такое название было предложено философом Н.Бердяевым. В литературный оборот термин окончательно вошёл в 60-е годы ХХ века. 
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве и против теченья –
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл… 
                                           Анна Ахматова.

Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

Вся поэзия "серебряного века", вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, хотя ориентирами она избирала эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. "Серебряный век" находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

В русской поэзии того времени существовало огромное количество течений, школ, объединений: Центрофуга, московский Парнас, неоклассики,ничевоки, заумники, эклетики, презентисты, фуисты, обериуты, новокрестьянские поэты, пролетарские, имажинисты и т.д.