С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Е    Д Е Т А Л И

I. Особенности речевого строя текста: типы речи и их роль в тексте. Лексико-семантические и стилистические особенности текста. Роль используемых в тексте языковых средств. Художественная деталь и ее роль в тексте.

II. Ритмика: (включает в себя системы стихосложения, рифму и рифмовку стихотворных произведений).

1. Системы стихосложения:

· АНТИЧНОЕ – определенное чередование долгих и кратких слогов. Основные размеры – гекзаметр и пентаметр.
· ТОНИКА – одинаковое количество ударений при разном количестве слогов в каждой строке, что придает стихотворению музыкальность, напевность. Народный стих: былинный, песенный, раешный (мелодический, метрический, акцентный).
· ДОЛЬНИК – одинаковое количество ударений, между которыми находится разное количество слогов, что придает стихотворению мелодичность и изящество.
· СИЛЛАБИКА – одинаковое количество слогов при разном количестве ударений в каждой строке, что придает стихотворению четкость, чеканность.
· БЕЛЫЙ СТИХ – стихотворение с нерифмованными строчками, но ритмически организованное.
· СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) – стихотворение без рифмы и ритма, но поделенное на соотносимые смысловые строчки с четкой паузой после каждой из них.
· СИЛЛАБО-ТОНИКА – мерное чередование ударных и безударных слогов в каждой строке (стихе). Каждый стих состоит из стоп – повторяющихся слоговых групп.
Стихотворные размеры силлабо-тоники:
1) Двусложные: ямб (ударение на чётные слоги) и хорей (ударение на нечётные слоги).
2) Трехсложные: дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на второй слог) и анапест (ударение на третий слог).
3) Осложнения: пиррихий (два безударных слога), спондей (два ударных слога) и анакруза (безударные слоги до первого ударения).
В трехсложных размерах может появляться добавочное ударение. В зависимости от количества стоп в строке (стихе) – от двустопного и дальше – меняется ритм стихотворения.
· ВОЛЬНЫЙ СТИХ – ямб с неравным количеством стоп в строке (от 1 до 6), широко используемый в баснях и драматургии, поскольку передает особенности разговорного языка.

2. Рифма:
Звуковой повтор в конце строк, подчеркивающий межстиховые паузы и связывающий рифмующиеся строки. Рифмы делятся на:
- т
очные (полные) и неточные (неполные). Последние рифмы значительно расширяют круг рифмующихся слов, помогают избавиться от примелькавшихся рифм.
- мужские (ударение на последнем слоге, обозначается маленькой буквой), женские (ударение на предпоследнем слоге, обозначается большой буквой),  дактилические (ударение на третьем с конца слоге) и гипердактилические (ударение на четвертом с конца слоге).
- открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (на согласный).
- простые (слово – слово) и сложные (слово – словосочетание).

3. Рифмовка:
Это с
пособы расположения рифмующихся стихов: 
- парная (смежная) – аабб 
- перекрестная – абаб 
- кольцевая – абба.