И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О – В Ы Р А З И Т Е Л Ь Н Ы Е  Д Е Т А Л И

· ПОЭТИКА:
Поэтические интонации – монолог, диалог, многоголосье (полилог). Интонации разговорная, ораторская и т.п. Логические паузы и контексты. Партитура текста. В лирике обязательная пауза в конце строки акцентирует внимание слушателя. Перенос – несовпадение границ фразы и строки. Цезура – пауза в середине строки.

· СЛОВЕСНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ:
I.
ТРОПЫ – стилистический прием, состоящий из употребления слова в переносном значении с целью достижения образности:
Эпитет – образное определение:
Над седой равниной моря гордо реет Буревестник
Сравнение – сравнение двух предметов или явлений:
Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
Олицетворение – перенос свойств человека на неживые явления: Горные вершины спят во тьме ночной.
Метафора – перенос значения по сходству предметов или явлений:
Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья!
Символ – приписывание явлениям определенного понятия: Белый парус – символ свободы.
Аллегория – образное иносказание:
Премудрый пескарь – трусливый обыватель.
Перифраза – замена собственного имени описательным оборотом:
Погиб поэт! Невольник чести…(А.С.Пушкин).
Метонимия – перенос значения по смежности явлений:
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою…
Синекдоха – обозначение целого через его часть или наоборот:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз…
Литота – художественное преуменьшение:
Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить…
Гипербола - художественное преувеличение:
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива…
Ирония – употребление слова в обратном смысле:
Откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к глупому ослу).
Сарказм – высшая степень иронии, горькая и злая насмешка: Герой, втихомолку проклятый отчизною…

II. ФИГУРЫ – стилистический прием, состоящий в употреблении особых сочетаний слов, выходящих за рамки обычного применения с целью усиления выразительности текста:

Повторы
– фигуры прибавления слов – привлекают внимание:
· анафора (повтор начала): Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем…
· эпифора (повтор конца):  Пелеринка из фестончиков, // Эполеты из фестончиков, //
На рукавах фестончики…
· анадиплосис (повтор стыка): О весна, без конца и без краю, //
Без конца и без краю весна…
· просаподосис (кольцо): 
Мутно небо, ночь мутна…

Пропуски
– фигуры убавления слов:
· эллипсис (пропуск слова, восстанавливаемого контекстом): Мы встаем и тотчас на коня, // И рысью по полю при первом свете дня…
· зевгма (объединение неоднородных слов в общем подчинении):
У кумушки глаза и зубы разгорелись…
· бессоюзие (опущение служебных слов):  Швед, русский – колет, рубит, режет…

Инверсия – необычный порядок слов в предложении: Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…
Градация – расположение по возрастающей или убывающей: Я звал тебя, но ты не оглянулась, //
Я слезы лил, но ты не снизошла…
Параллелизм – сходное строение смежных фраз: В синем небе звезды блещут, //
В синем море волны хлещут…
Антитеза – контрастное противопоставление: Они сошлись. Вода и камень, //
Стихи и проза, лед и пламень…
Оксюморон – сочетание несочетаемых понятий:
Живой труп, оптимистическая трагедия, грустная радость, барышня-крестьянка.
Риторические вопросы, восклицания, обращения – повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя, усиливают выраженные чувства:
Что ищет он в стране далекой?…
Москва! Люблю тебя, как сын…

· ЗВУКОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ:

1) Мелодика.
Звучание текста зависит от характера переживаний. При помощи звуков можно создать определенные образы, таким образом идет перекличка смысла и звуков. Звуковой символизм – способность звуков вызывать слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные, обонятельные представления и многочисленные эмоции. Эвфония – благозвучие.
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Всяк, кто слухом выговор разбирать умеет, может их употреблять по своему рассуждению, а особливо что сих правил строго держаться не должно, но лучше следовать самим идеям и стараться оные изображать ясно.»
Звуки и их значения по М.В.Ломоносову:
А – великолепие, великое пространство, глубина, вышина, страх.
И, Э, ЙЭ, ЙУ – нежность, ласкательность, плачевные или малые вещи.
ЙА – приятность, увеселение, нежность и склонность.
О, У, Ы – страшные и сильные вещи, как гнев, зависть, боязнь или печаль.
Б, П, Д, Т, Г, К – имеют произношение тупое и нет в них сладости и силы, и если не связаны с другими согласными, то изображают живее действия тупые и ленивые.
С, Ф, Х, Ц, Ш, Р – имеют произношение звонкое и стремительное, потому способствуют изображению действий и вещей сильных, великих, громких, страшных и великолепных.
Ж, З, В, Л, М, Н – имеют произношение нежное, потому изображают нежные и мягкие действия и вещи, как и Ь после согласных…

2) Словесная инструментовка
Такой подбор слов и их расстановка, при которых звуки придают тексту звучание, вызывающее те или иные представления и эмоции:
АССОНАНС (созвучие) – повторение гласных:  Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу  ли во многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей безумных, //
Я предаюсь моим мечтам…
АЛЛИТЕРАЦИЯ (собуквие) – повторение согласных:  Шипенье пенистых бокалов //
И пунша пламень голубой…
ЗВУКОВОЙ ПОВТОР – повторение звукосочетаний:
Как стыла и ныла покорная кровь!
ЗВУКОПИСЬ – соответствие звучания изображению: Мазурка раздалась. Бывало,// Когда гремел мазурки гром, // В огромной зале все дрожало, // Паркет трещал под каблуком, //
Тряслися, дребезжали рамы…
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – подражание звукам природы: Полночной порою в болотной глуши // Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…