Теория литературы – наука о законах художественного словесного творчества, о законах исторического развития литературы, о способах построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей. 

Теория литературы отвечает на вопросы, которые условно можно разделить на 4 группы:

1)         Место и роль литературы в жизни общества, её положение в системе культуры; связь мировоззрения художника с его художественным методом, диалектика объективного и субъективного, личного и общественного в литературном творчестве; литература как отражение и преобразование действительности по законам искусства.

2)         Общие закономерности исторического развития литературы в целом и её отдельных родов и видов; литературный процесс (направления, течения); новаторство и традиции; роль художественного таланта и творческой индивидуальности; закономерности восприятия литературных произведений.

3)         Приёмы и принципы построения художественных произведений; общие законы стиля, композиции, сходства и различия стихов и прозы, отдельных жанров. Этот раздел теории литературы называется поэтикой. Он вооружает приёмами анализа художественного текста.

4)         Литература как эстетическая ценность; живое и мёртвое в литературе; объективные критерии оценки литературных произведений и тенденций литературного процесса.

Другими словами, ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ!

«…о чем писать, как писать, зачем писать»

М.Горький

I.  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

1)         Дата написания и выхода в свет.

2)         Возникновение и воплощение замысла.

3)         Реально-биографический и фактический комментарий.

4)         Контекст эпохи и творчества.

5)         Время, место и общественная среда, отраженные в произведении.

6)         Традиции и новаторство.

7)         Особенности течения, направления и метода автора.

8)         Восприятие критикой и читателями.

9)         Переосмысление восприятия произведения в наши дни.

10)     Значение для творчества писателя и развития литературы.

 

II.        ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

1)         Принадлежность произведения к определенному жанру.

2)         Причины воплощения авторского замысла в данном жанре.

3)         Задача автора и особенности ее жанрового решения.

4)         Личные и общественные интонации произведения и их причины.

5)         Адресат и его изменение. Причины изменения адресата.

 

III.      СИСТЕМА ОБРАЗОВ

1)         Образ автора. Активно действующее лицо, свидетель или сторонний наблюдатель. Носитель тона произведения.

2)         Образ рассказчика. Его роль в произведении. Причины создания данного образа. Характеристика образа.

3)         Персонаж. Место персонажа в системе образов. Характеристика персонажа: социальное положение, внешний облик, внутренний мир, круг интересов и деятельности, мировоззрение и мировосприятие, взаимоотношения с окружающими.

4)         Лирический герой. Единство душевного состояния, мыслей, чувств, настроений и переживаний. Их связь с личными эмоциями автора.

5)         Образ-прием: звуковой, зрительный, чувство, факт. Какие, как и почему картины рисует автор? Что его тревожит? Как он это показывает? Какие чувства испытывает? Что утверждает? Как раскрывает свой внутренний мир?

6)         Ведущий образ произведения. Динамика/статика его развития. Ведущее настроение произведения и его изменение. Общая тональность и лейтмотив произведения. Смысл доминанты в системе образов.

7)         Средства раскрытия образа: портрет, речь, поступок, переживание, обстановка, пейзаж, интерьер, чувство, лирическое отступление, авторское рассуждение, вставной эпизод. Авторская оценка образа.

 

IV.     ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1)         Тематика. Основные характеры и явления действительности, положенные в основу произведения. Причины выбора данного предмета изображения. Обогащение тематики мотивами. Тематика лирики: философская, гражданская, любовная, пейзажная, патриотическая, политическая.

2)         Проблематика. Наиболее существенные для автора вопросы, поднимаемые в произведении. Причины выбора данной проблематики. Конфликт и способы его разрешения в произведении. Авторская позиция в разрешении конфликта.

3)         Идея. Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности. Что и как утверждает или отрицает автор. Почему? С какими взглядами автора связана идея произведения.

4)         Пафос. Эмоциональная оценка автором действительности (героический, трагический,. Драматический, комический, сатирический, романтический, лирический, сентиментальный, антикрепостнический, свободолюбивый, пафос чувства и т.д.) Зависимость пафоса от творческого метода, литературного течения и направления.

 

V.        ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА

1)         Композиционные детали.

2)         Стилистические детали.

3)         Изобразительно–выразительные детали.

4)         Особенности художественной формы произведения.

I.  РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

·        ЭПОС - автор-рассказчик объективно повествует об окружающем внешнем мире, раскрывает характеры, широко охватывая действительность. В.Г.Белинский: “В эпосе господствует событие, герой  эпоса - происшествие”

·        ЛИРИКА - автор субъективно изображает внутреннее состояние, вызванное различными жизненными обстоятельствами и отражающее общественные настроения или духовный мир автора. 

В.Г.Белинский “В лирике господствует внутреннее выражение самого поэта, его личность выставлена на передний план”

·        ДРАМА - автор раскрывает характеры и изображает действительность в процессе действия, через речь, поступки и взаимоотношения героев, позволяя себе лишь ремарки (замечания).

В.Г.Белинский: “Драма является высшим родом литературы, синтезом эпоса и лирики, где героем является не событие, а человек”

 

II.  ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:


·       
Э П И Ч Е С К И Е:

Эпопея (монументальное по охвату изображаем. событий произведение, отображающее действительность с позиций народных интересов).

Роман  (прозаическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и изображающее человеческие характеры в их сложных взаимоотношениях).

Повесть (прозаическое произведение, изображающее историю одной человеческой жизни во взаимосвязи с другими характерами).

Рассказ (прозаическое произведение, изображающее один-два эпизода из жизни человека, раскрывающих его характер).

Новелла  (рассказ с острой интригой и занимательным сюжетом).

Очерк  (прозаическое произведение, описывающее реальные события, имеющие злободневное значение, освещенные достоверно и документально).

Басня (сатирическое нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки и поступки и носящее аллегорический характер).

Эссе (прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету).

 

·        Л И Р И Ч Е С К И Е:

Гимн (хвалебная песнь в честь чего-либо).

Дума (размышление на исторические, философские, нравственные и другие темы).
Идиллия (картинка, изображающая безмятежную жизнь на лоне прекрасной природы).

Мадригал (короткое обращение к женщине, содержащее похвалу, комплимент).

Ода (торжественное стихотворение в честь важного события, лица или на значительную тему).
-
Послание (стихотворное обращение к лицу или группе лиц).

Элегия (лирически окрашенное грустное размышление).

Эпиграмма (короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

Эпиталама (лирическое прославление новобрачных и бога Гименея).

Эпитафия (стихотворная надгробная надпись).

 

·        Л И Р О Э П И Ч Е С К И Е:

Роман в стихах (произведение, где эпический способ отражения действительности сочетается с глубоким лиризмом и субъективной авторской оценкой происходящего).
Баллада (краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера с лирически окрашенным сюжетом).

Поэма (стихотворная повесть, в основе которой лежит рассказ о каких-либо важных для автора событиях и присутствует открытая авторская оценка изображаемого и непосредственное выражение авторских чувств).

 

·        Д Р А М А Т И Ч Е С К И Е:
Трагедия (пьеса с глубоким неразрешимым общественным конфликтом, имеющим общечеловеческий смысл и ведущим к гибели героя).
Драма (пьеса с острым жизненным конфликтом, не ведущим к катастрофе, но часто заканчивающимся гибелью героя в результате напряженной борьбы).

Комедия (пьеса, обличающая и высмеивающая пороки людей или отрицательные стороны явлений социальной действительности).

Трагикомедия (пьеса, в которой комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма или драматический конфликт разрешается комически).

Мелодрама (пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла).

Водевиль (комедия положений с танцами и куплетами).

Фарс (водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами).

 

III. ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

Конкретное воплощение вида, помогающее понять замысел автора и смысл всего произведения в целом, например:

Роман – социально-психологический, бытовой, исторический, научно-фантастический, философский, исповедь, дневник, путешествие, роман в письмах…

Повесть – автобиографическая, биографическая, мемуары…

Рассказ – юмористический, сатирический, приключенческий…

Поэма – романтическая, эпическая и т.д.

К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Е    Д Е Т А Л И

I. ФАБУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Совокупность событий, положенных в основу произведения и реализуемых в сюжете.

II. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Последовательность изображения событий в произведении, иногда в нарушенном хронологическом порядке.
Элементы сюжета:
· Экспозиция – характеристика обстановки, предшествующей началу действия.
· Завязка – исходный эпизод, с которого начинается развитие действие (начало конфликта).
· Кульминация – эпизод, в котором действие достигает наивысшей точки напряжения.
· Развязка – исход событий, решение конфликта. В лирике часто конфликт не разрешается.

III. КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Внутренняя организация произведения в зависимости от замысла и задачи автора, единая и целостная система определенных форм или способов художественного изображения: п
овествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка – интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская, со стороны – другими персонажами, самохарактеристика – дневник, исповедь, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторские рассуждения, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т.д.

IV. АРХИТЕКТОНИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Внешняя форма строения произведения:
· Эпос – книга, том, часть, глава, пролог, эпилог
· Драма – акт, действие, сцена, явление
· Лирика – С Т Р О Ф И К А:
Строфа – сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико-интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки. Различают следующие строфы:
Двустишие, трехстишия (терцина – аба бвб вгв гдг…), катрен, пятистишие, секстина, септима, октава (абабабвв), девяти- и десятистишия, сонет (абба абба ввг ввг), Онегинская строфа (абабввггдееджж).
Стихотворения, не делящиеся на строфы, называются астрофическими.

С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Е    Д Е Т А Л И

I. Особенности речевого строя текста: типы речи и их роль в тексте. Лексико-семантические и стилистические особенности текста. Роль используемых в тексте языковых средств. Художественная деталь и ее роль в тексте.

II. Ритмика: (включает в себя системы стихосложения, рифму и рифмовку стихотворных произведений).

1. Системы стихосложения:

· АНТИЧНОЕ – определенное чередование долгих и кратких слогов. Основные размеры – гекзаметр и пентаметр.
· ТОНИКА – одинаковое количество ударений при разном количестве слогов в каждой строке, что придает стихотворению музыкальность, напевность. Народный стих: былинный, песенный, раешный (мелодический, метрический, акцентный).
· ДОЛЬНИК – одинаковое количество ударений, между которыми находится разное количество слогов, что придает стихотворению мелодичность и изящество.
· СИЛЛАБИКА – одинаковое количество слогов при разном количестве ударений в каждой строке, что придает стихотворению четкость, чеканность.
· БЕЛЫЙ СТИХ – стихотворение с нерифмованными строчками, но ритмически организованное.
· СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) – стихотворение без рифмы и ритма, но поделенное на соотносимые смысловые строчки с четкой паузой после каждой из них.
· СИЛЛАБО-ТОНИКА – мерное чередование ударных и безударных слогов в каждой строке (стихе). Каждый стих состоит из стоп – повторяющихся слоговых групп.
Стихотворные размеры силлабо-тоники:
1) Двусложные: ямб (ударение на чётные слоги) и хорей (ударение на нечётные слоги).
2) Трехсложные: дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на второй слог) и анапест (ударение на третий слог).
3) Осложнения: пиррихий (два безударных слога), спондей (два ударных слога) и анакруза (безударные слоги до первого ударения).
В трехсложных размерах может появляться добавочное ударение. В зависимости от количества стоп в строке (стихе) – от двустопного и дальше – меняется ритм стихотворения.
· ВОЛЬНЫЙ СТИХ – ямб с неравным количеством стоп в строке (от 1 до 6), широко используемый в баснях и драматургии, поскольку передает особенности разговорного языка.

2. Рифма:
Звуковой повтор в конце строк, подчеркивающий межстиховые паузы и связывающий рифмующиеся строки. Рифмы делятся на:
- т
очные (полные) и неточные (неполные). Последние рифмы значительно расширяют круг рифмующихся слов, помогают избавиться от примелькавшихся рифм.
- мужские (ударение на последнем слоге, обозначается маленькой буквой), женские (ударение на предпоследнем слоге, обозначается большой буквой),  дактилические (ударение на третьем с конца слоге) и гипердактилические (ударение на четвертом с конца слоге).
- открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (на согласный).
- простые (слово – слово) и сложные (слово – словосочетание).

3. Рифмовка:
Это с
пособы расположения рифмующихся стихов: 
- парная (смежная) – аабб 
- перекрестная – абаб 
- кольцевая – абба.

И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О – В Ы Р А З И Т Е Л Ь Н Ы Е  Д Е Т А Л И

· ПОЭТИКА:
Поэтические интонации – монолог, диалог, многоголосье (полилог). Интонации разговорная, ораторская и т.п. Логические паузы и контексты. Партитура текста. В лирике обязательная пауза в конце строки акцентирует внимание слушателя. Перенос – несовпадение границ фразы и строки. Цезура – пауза в середине строки.

· СЛОВЕСНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ:
I.
ТРОПЫ – стилистический прием, состоящий из употребления слова в переносном значении с целью достижения образности:
Эпитет – образное определение:
Над седой равниной моря гордо реет Буревестник
Сравнение – сравнение двух предметов или явлений:
Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
Олицетворение – перенос свойств человека на неживые явления: Горные вершины спят во тьме ночной.
Метафора – перенос значения по сходству предметов или явлений:
Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья!
Символ – приписывание явлениям определенного понятия: Белый парус – символ свободы.
Аллегория – образное иносказание:
Премудрый пескарь – трусливый обыватель.
Перифраза – замена собственного имени описательным оборотом:
Погиб поэт! Невольник чести…(А.С.Пушкин).
Метонимия – перенос значения по смежности явлений:
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою…
Синекдоха – обозначение целого через его часть или наоборот:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз…
Литота – художественное преуменьшение:
Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить…
Гипербола - художественное преувеличение:
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива…
Ирония – употребление слова в обратном смысле:
Откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к глупому ослу).
Сарказм – высшая степень иронии, горькая и злая насмешка: Герой, втихомолку проклятый отчизною…

II. ФИГУРЫ – стилистический прием, состоящий в употреблении особых сочетаний слов, выходящих за рамки обычного применения с целью усиления выразительности текста:

Повторы
– фигуры прибавления слов – привлекают внимание:
· анафора (повтор начала): Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем…
· эпифора (повтор конца):  Пелеринка из фестончиков, // Эполеты из фестончиков, //
На рукавах фестончики…
· анадиплосис (повтор стыка): О весна, без конца и без краю, //
Без конца и без краю весна…
· просаподосис (кольцо): 
Мутно небо, ночь мутна…

Пропуски
– фигуры убавления слов:
· эллипсис (пропуск слова, восстанавливаемого контекстом): Мы встаем и тотчас на коня, // И рысью по полю при первом свете дня…
· зевгма (объединение неоднородных слов в общем подчинении):
У кумушки глаза и зубы разгорелись…
· бессоюзие (опущение служебных слов):  Швед, русский – колет, рубит, режет…

Инверсия – необычный порядок слов в предложении: Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…
Градация – расположение по возрастающей или убывающей: Я звал тебя, но ты не оглянулась, //
Я слезы лил, но ты не снизошла…
Параллелизм – сходное строение смежных фраз: В синем небе звезды блещут, //
В синем море волны хлещут…
Антитеза – контрастное противопоставление: Они сошлись. Вода и камень, //
Стихи и проза, лед и пламень…
Оксюморон – сочетание несочетаемых понятий:
Живой труп, оптимистическая трагедия, грустная радость, барышня-крестьянка.
Риторические вопросы, восклицания, обращения – повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя, усиливают выраженные чувства:
Что ищет он в стране далекой?…
Москва! Люблю тебя, как сын…

· ЗВУКОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ:

1) Мелодика.
Звучание текста зависит от характера переживаний. При помощи звуков можно создать определенные образы, таким образом идет перекличка смысла и звуков. Звуковой символизм – способность звуков вызывать слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные, обонятельные представления и многочисленные эмоции. Эвфония – благозвучие.
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Всяк, кто слухом выговор разбирать умеет, может их употреблять по своему рассуждению, а особливо что сих правил строго держаться не должно, но лучше следовать самим идеям и стараться оные изображать ясно.»
Звуки и их значения по М.В.Ломоносову:
А – великолепие, великое пространство, глубина, вышина, страх.
И, Э, ЙЭ, ЙУ – нежность, ласкательность, плачевные или малые вещи.
ЙА – приятность, увеселение, нежность и склонность.
О, У, Ы – страшные и сильные вещи, как гнев, зависть, боязнь или печаль.
Б, П, Д, Т, Г, К – имеют произношение тупое и нет в них сладости и силы, и если не связаны с другими согласными, то изображают живее действия тупые и ленивые.
С, Ф, Х, Ц, Ш, Р – имеют произношение звонкое и стремительное, потому способствуют изображению действий и вещей сильных, великих, громких, страшных и великолепных.
Ж, З, В, Л, М, Н – имеют произношение нежное, потому изображают нежные и мягкие действия и вещи, как и Ь после согласных…

2) Словесная инструментовка
Такой подбор слов и их расстановка, при которых звуки придают тексту звучание, вызывающее те или иные представления и эмоции:
АССОНАНС (созвучие) – повторение гласных:  Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу  ли во многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей безумных, //
Я предаюсь моим мечтам…
АЛЛИТЕРАЦИЯ (собуквие) – повторение согласных:  Шипенье пенистых бокалов //
И пунша пламень голубой…
ЗВУКОВОЙ ПОВТОР – повторение звукосочетаний:
Как стыла и ныла покорная кровь!
ЗВУКОПИСЬ – соответствие звучания изображению: Мазурка раздалась. Бывало,// Когда гремел мазурки гром, // В огромной зале все дрожало, // Паркет трещал под каблуком, //
Тряслися, дребезжали рамы…
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – подражание звукам природы: Полночной порою в болотной глуши // Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…