В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического эпоса. Следующий этап – VII-VI вв. до н.э. – время лирической поэзии. В эту эпоху общий характер литературы изменился, внимание переместилось с изображения широких полотен жизни на чувства отдельной личности.  На смену поэзии эпической пришла поэзия лирическая. Слово «лирика» произошло от «лира», струнного музыкального инструмента. Игрой на нём сопровождалось исполнение стихотворных произведений небольшого объёма.

Греческая поэзия связана с любовными, свадебными, застольными, похоронными песнями и уходит своими корнями в фольклор. До наших дней дошла лишь малая часть написанного: незавершённые отдельные стихотворения, фрагменты в несколько строк.

 Архилох
Поэт, соединивший лиру с ремеслом воина-наемника. Основная тема лирики – тема стойкости, мужества:
Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады - твердо стой, не трепещи.
Победишь - своей победы напоказ не выставляй,
Победят - не огорчайся, запершись в дому не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

 Тиртей
Мастер элегии – одной из популярных в греческой лирике поэтических форм., а также создатель эмбатерий – маршевых песен:
Вперед, о сыны отцов, граждан
Мужами прославленной Спарты!
Щит левой рукой выставляйте,
Копьем потрясайте отважно
И жизни своей не щадите:
Ведь то не в обычаях Спарты.

 Анакреонт
Имя Анакреонта приобрело мировую славу. Поэт воспевает наслаждение жизнью, любовь у него предстает как игривое и лёгкое чувство, он оптимистически смотрит на жизнь, радуется каждому её мигу.
За слова свои, за песни
Вам я буду вечно близок:
Я умею петь приятно,
Говорить умею сладко.
В литературе Просвещения и романтизма интерес к поэзии Анакреонта был особенно высок, родился даже термин «анакреонтическая поэзия». Среди его поклонников – Ломоносов, Державин и Пушкин, переводившие Анакреонта на русский язык. Образей анакреонтической поэзии Пушкина – знаменитое стихотворение «Что смолкнул, веселия глас», а стихотворения «Поредели, побелели» и «Узнают коней ретивых» являются вольным переводом лирики Анакреонта.

 Сапфо /Сафо/
Имя древнегреческой поэтессы широко известно и не менее знаменито. Главные жанры её поэзии – гимны, свадебные песни (эпиталамы), обрядовые песнопения. Её любовная лирика воспевает радость и страдания, любовные переживания перекликаются с картинами потрясающей красоты природы – с блеском моря, запахом цветов, сиянием луны.
Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту
Влюбленной.
Древние называли Сапфо «лесбосским соловьём» и считали ее равной богам. Платону приписывается такое стихотворение:
Девять на свете есть муз, утверждают иные.
Вот и десятая с ними – Лесбоса дочерь, Сапфо!
Образ Сапфо привлекал многих поэтов, художников, музыкантов. Она стоит у истоков женской поэзии. В русской литературе «женская поэзия» широко представлена творчеством А.Ахматовой, которую так и прозвали – «русская Сафо».

 Пиндар
Не только личные переживания запечатлевала древнегреческая лирика. В Греции создавались стихи, где речь шла о событиях общенародной значимости, и исполнялись они не индивидуальным певцом, а хором. Хоровую лирику отличал мифологический сюжет, приподнятый торжественный стиль. Главным жанром хоровой лирики была ода, а одним их её создателей явился Пиндар. Он прославился своими эпиникиями – победными одами в честь победителей Олимпийских игр. Но Пиндар не только прославляет победитля, он вспоминает о его родине, предках, воспевает милость богов. Стиль Пиндара – величавый, со множеством метафор, сложных эпитетов:
Если весь пыл и стремленья направит на доблесть
Он, не щадя для нее затрат и трудов,
Тем, кто увидит его и в почете, и в силе,
Следует зависть забыть.
Долг приятный и легкий для мудрых мужей - за труд
Слово доброе молвить о нем, и себе
С ним заодно воздвигнуть памятник славы навек.
Пиндар по праву считается основоположником жанра оды, получившего развитие в мировой лирике в эпоху Классицизма. В россии жанр оды был широко представлен в творчестве В.Тредиаковского, М.Ломоносова, М.Державина. Гораций, считавший Пиндара своим учителем, писал: «Как сбегающая с горы река, которую дожди, напоив, заставили выйти из знакомых нам берегов, так в кипящем и безбрежном потоке струит свои песни Пиндар».

 Греческая лирика VII-VI вв. до н.э. оказала влияние на римскую поэзию, а затем и на европейскую. В России её переводили многие поэты: Пушкин, Мей, Вересаев, Вяч.Иванов и др.