Слава о Египте далеко распространялась по древнему миру, о его богатстве, пышности, величии и роскоши ходили легенды. История Египта уходит далеко вглубь, начало её было глубокой древностью уже для Гомера. Великий историк Геродот, «отец всей истории», спустя несколько веков после Гомера навестит Египет и изложит в своих книгах увиденное. Рассказ Геродота красочен, Египет предстает перед нами как живой. А ведь было это 25 веков назад!
История Египта, как она известна нам, начинается примерно с IV тысячелетия до н.э. Тогда в долине Нила египтяне жили мелкими общинами, вели земледелие, разводили скот, занимались охотой. Позднее общины (номы) слились в крупные государственные объединения. В 3100 г. до н.э. при фараоне Менесе произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, и столицей стал Мемфис, процветавший в течение пяти веков.
Могучая священная река Нил течёт здесь между двумя рядами гор, которые, словно стены, защищают её от сыпучих песков пустыни. По обеим сторонам Нила тянутся плодородные долины, где кипит жизнь. По обе стороны раскинулись Фивы, у самой реки стоят громадные каменные храмы бога Амона, дальше тянутся дворцы царей и вельмож, узкие улочки с тесно стоящими домами простых горожан… на западном берегу – «город мёртвых», Мемнониум. В хижинах живут бальзамировщики, рядом – склады и лавки, где продаются саркофаги, полотно для обёртывания мумий, животные для жертвоприношения богам.
А в Гизе находится несравненная триада пирамид – единственное полностью уцелевшее чудо из семи чудес света, известных античному миру. Пирамида Хеопса считается самым безупречным с точки зрения геометрии монументом, созданным руками человека.  В нескольких метрах от неё припал к земле сфинкс с загадочной улыбкой.
Расцвет Египта падает на XVI-XV вв. до н.э. Потом ему пришлось претерпеть немало вторжений иностранных завоевателей. Египтяне создали свою культуру, богатую и своеобразную, оказавшую несомненное влияние на греков и римлян, а через них и на всю последующую культуру европейских народов. Она складывалась на протяжении тысячелетий.
Древние египтяне поклонялись богу Солнца – Ра. Подземное царство было в ведении бога Осириса, с которым связана поэтическая легенда: растерзанный братом Сетом, он потом был оживлён супругой, богиней Исидой и сыном Гором. Осирис олицетворял собой идею вечного обновления природы.
В конце III тысячелетия до н.э. прекратились постройки огромных пирамид, изменилась идеология, что выразилось и в смене богов. На первое место выдвинулся бог Амон, культ его сосредоточился в Фивах. Позднее Амон слился с богом Солнца и стал именоваться Амон-Ра. Амон-Ра стал богом бедняков и обездоленных. Изменилась и роль Осириса. Теперь он не только бог умершего фараона, но и всех умерших свободных египтян, всеобщий бог для мёртвых.

В Древнем Египте больше, чем в остальных государствах, размышляли о смерти. Феномен смерти пугал египтян: не желая смиряться с уходм из жизни, египтяне создают вторую жизнь – загробную она должна быть такой же, как земная, поэтому придумывалась целая система ритуалов и таинств.
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.
Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело (сах), будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай, если тело погибнет. В этом случае такие скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего помещали оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.
Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.
Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться с злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который клали в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: "Я превосходен ... любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошее и повторял желаемое. Я никогда не сказал ничего плохого о ком-либо из высших правителей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца". На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.
Суд происходит в чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечало за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: "я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен, видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не заставлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах". Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел - он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли ни общественное положение человека, ни его богатство, а только его дела на земле.
Человек, по мнению египтян, жив до тех пор, покуда живёт его тело. Поэтому важно сохранить плоть умершего. Древние египтяне создали целую науку мумификации – консервации безжизненного тела. Тысячелетиями сохраняются древнеегипетские мумии! В силу тех же религиозных убеждений египтяне стремились к монументальному искусству, созидая для вечности, избирая самый прочный материал для своих скульптур – гранит, диорит, базальт. Самое высшее достижение египетского пластического искусства – эстетика линии.

Египетское искусство безымянно, имена мастеров затерялись. В традиционных формах потерялась творческая оригинальность автора. Это же относится и к литературе. Просуществовав более трёх тысячелетий, египетская цивилизация не оставила ни одного имени поэта. Древнеегипетская литература дошла до нас безымянной.  Она не знала эпоса, который связал бы всю историю народа, подобного «Илиаде» или «Махабхарате». Единственной книгой, связавшей историю тысячелетий, была «Книга мёртвых». В середине III тысячелетия фараоны V-VI династий приказали записать на пирамидах тексты заупокойных заклинаний, которые существовали задолго до того. Это было повествование о странствиях умершего фараона в загробном Ире, гимны в его честь и скорбные песни о нём. Из этих текстов и была составлена «Книга мёртвых» после литературной обработки текстов пирамид. Она записывалась на папирусах, иллюстрировалась красочными рисунками. Назначение её – ритуальное. До наших дней дошло 25 списков «Книги мёртвых».  В них – свод нравственных принципов общества, которые носили ярко выраженный гуманный характер:
       Я не чинил зла людям.
       Я не поднимал руки на слабого.
       Я не был причиной недуга.
       Я не был причиною слёз.
       Я не убивал.
       Я не приказывал убивать.
       Я никому не причинял страданий…


Древнеегипетские поэты слагали гимны в честь смерти:
       Зачем они сводят на нет славу загробного мира, -
       Страны справедливой, блаженной, где страху нет места,
       Обители успокоений…
       Где нечего ближних бояться, ибо нету вражды в этом крае!
       Из тех, что родятся на свет во множестве неисчислимом,
       Не осядет в Египте никто:
       В городе Вечности всем поголовно приют уготовлен.
       Разве долго продлится пора гостеванья земного?
       Время, как сон, промелькнёт,
       И «добро пожаловать» скажут
       В полях Заката пришельцу…
Кроме «Книги мёртвых», которая может считаться единственным общенародным документом древних египтян, всё остальное дошедшее до нас носит довольно случайный характер. Письменные свидетельства скорее имеют исторический или философский характер, чем эстетический.

Поэзий овеяны сказания о богах. Особенно прекрасен миф об Осирисе, его супруге Исиде и их сыне Горе. Осирис был мудр, справедлив и добр, но его брат Сет, злой и коварный, из зависти убил его, изрубил тело на куски и разбросал по всему Египту. Исида собрала куски и при помощи священных заклинаний оживила Осириса, который после воскрешения спустился в загробный мир и стал там царём. Немало песнопений о прекрасном Осирисе и его супруге существовало в лирической поэзии Египта. Плач Исиды по Осирису на русский язык перевела Анна Ахматова:
     Небо смешалось с землёй. Тень легла на землю.
     Сердце моё горит от злой разлуки.
     Сердце моё горит, потому что стеною отгородился ты от меня.
     Хотя не было зла во мне.
     Оба наших города разрушены, перепутались дороги.
     Я ищу тебя, потому что жажду видеть тебя.
     Я в городе, в котором нет защитной стены.
     Я тоскую по твоей любви ко мне.
     Приходи! Не оставайся там один! Не будь далёк от меня!