«…о чем писать, как писать, зачем писать»

М.Горький

I.  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

1)         Дата написания и выхода в свет.

2)         Возникновение и воплощение замысла.

3)         Реально-биографический и фактический комментарий.

4)         Контекст эпохи и творчества.

5)         Время, место и общественная среда, отраженные в произведении.

6)         Традиции и новаторство.

7)         Особенности течения, направления и метода автора.

8)         Восприятие критикой и читателями.

9)         Переосмысление восприятия произведения в наши дни.

10)     Значение для творчества писателя и развития литературы.

 

II.        ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

1)         Принадлежность произведения к определенному жанру.

2)         Причины воплощения авторского замысла в данном жанре.

3)         Задача автора и особенности ее жанрового решения.

4)         Личные и общественные интонации произведения и их причины.

5)         Адресат и его изменение. Причины изменения адресата.

 

III.      СИСТЕМА ОБРАЗОВ

1)         Образ автора. Активно действующее лицо, свидетель или сторонний наблюдатель. Носитель тона произведения.

2)         Образ рассказчика. Его роль в произведении. Причины создания данного образа. Характеристика образа.

3)         Персонаж. Место персонажа в системе образов. Характеристика персонажа: социальное положение, внешний облик, внутренний мир, круг интересов и деятельности, мировоззрение и мировосприятие, взаимоотношения с окружающими.

4)         Лирический герой. Единство душевного состояния, мыслей, чувств, настроений и переживаний. Их связь с личными эмоциями автора.

5)         Образ-прием: звуковой, зрительный, чувство, факт. Какие, как и почему картины рисует автор? Что его тревожит? Как он это показывает? Какие чувства испытывает? Что утверждает? Как раскрывает свой внутренний мир?

6)         Ведущий образ произведения. Динамика/статика его развития. Ведущее настроение произведения и его изменение. Общая тональность и лейтмотив произведения. Смысл доминанты в системе образов.

7)         Средства раскрытия образа: портрет, речь, поступок, переживание, обстановка, пейзаж, интерьер, чувство, лирическое отступление, авторское рассуждение, вставной эпизод. Авторская оценка образа.

 

IV.     ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1)         Тематика. Основные характеры и явления действительности, положенные в основу произведения. Причины выбора данного предмета изображения. Обогащение тематики мотивами. Тематика лирики: философская, гражданская, любовная, пейзажная, патриотическая, политическая.

2)         Проблематика. Наиболее существенные для автора вопросы, поднимаемые в произведении. Причины выбора данной проблематики. Конфликт и способы его разрешения в произведении. Авторская позиция в разрешении конфликта.

3)         Идея. Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности. Что и как утверждает или отрицает автор. Почему? С какими взглядами автора связана идея произведения.

4)         Пафос. Эмоциональная оценка автором действительности (героический, трагический,. Драматический, комический, сатирический, романтический, лирический, сентиментальный, антикрепостнический, свободолюбивый, пафос чувства и т.д.) Зависимость пафоса от творческого метода, литературного течения и направления.

 

V.        ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА

1)         Композиционные детали.

2)         Стилистические детали.

3)         Изобразительно–выразительные детали.

4)         Особенности художественной формы произведения.