В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Родина рыцарского романа – Франция, а один из создателей – Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал всю Европу и обрёл вторую родину в Германии благодаря творчеству Готфрида Страсбургского.

Термин «роман» появился в XII веке. Вначале так назывался стихотворный текст на живом народном (в отличие от классического латинского), т.н. романском языке. В рыцарском романе, отмеченном изяществом, немало фантастических мотивов, экзотических описаний, что сближает его со сказкой. Даётся психологическая характеристика героя, рисуется его портрет, подробно описываются дворцы, рыцарские замки, турниры – одним словом, реалии светской жизни при дворе того или иного правителя.

Рыцарский роман группируется по нескольким циклам. Самый известный – цикл короля Артура, или цикл «Круглого стола». Эти романы объединяются образом легендарного Артура, короля бриттов, носителя рыцарских добродетелей. Ко двору Артура собираются рыцари, которые соревнуются на поединках, совершают подвиги во имя прекрасных дам, а потом собираются за круглым пиршественным столом. 

Роман «Тристан и Изольда»

Это подлинный образец рыцарского романа, получившего широчайшее распространение в Европе в XI-XIV ввю, в условиях становления феодального общества, формирования его сословной структуры. В основе романа – древнее предание, популярное у кельтов. Этот сюжет на протяжении веков бытовал в Европе, причём в разных версиях включался в романы, входившие в цикл «Круглого стола».

Успех истории Тристана и Изольды связан прежде всего с трогательной трактовкой любви, которая воспринимается читателем не как плод волшебного напитка, а как выражение естественного, неодолимого человеческого чувства. Драматизм романа в том, что любовь героев вступает в непримиримый конфликт с законами и нормами феодального мира. Жертвами его оказываются не только Тристан и Изольда, но и сам король Марк.

В 1902 г. французский учёный Жан Бедье на основе различных сюжетных вариантов издал сводный текст романа. Легенда о Тристане и Изольде была чрезвычайно популярна в различных национальных литературах, обрабатывалась многими писателями (Готфрид Страсбургский, Вальтер Скотт, Томас Манн и др). На её основе создана опера Ричарда Вагнера «Тристан» (1865 г.).