Расцвет драмы в эпоху Перикла

5-4 вв. до н.э. - славная эпоха в истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии.  Этот период называют аттическим, по имени Аттики - провинции, где были расположены Афины - самый могущественный город в древней Элладе. В это время необычайно высоким был престиж творческой деятельности человека, талант и образованность вызывали всеобщее уважение, поэтому особым почетом пользовались поэты и ученые, скульпторы и художники. Во главе Афинского государства стоял Перикл - величайший государственный деятель, человек широкого и проницательного ума, высоких нравственных качеств, ученик философа Анаксагора, получивший прозвище - “Ум”. Перикл уделял большое внимание творческому труду выдающихся деятелей культуры, при нем Афины стали культурным центром Греции, средоточием ее художественных ценностей, “оком Эллады”. В годы его правления были возведены всемирно известные памятники зодчества на горе Акрополь в Афинах, храмы Парфенон, Эрехтейон, храм богини Афины, Пропилея, из золота и слоновой кости Фидием была создана скульптура Афины. При Перикле достиг расцвета и греческий театр. Он стал высшим достижением культуры Эллады классического периода. Именно античный театр сыграл основополагающую роль в развитии мирового театра.

Античный театр.

Человечеству свойственно подражать. Ребенок в игре подражает тому, что он видит в жизни, дикарь в пляске изображет сцену охоты. Древнегреческий философ и теоретик искусства Аристотель все искусство выводил на склонность человека к подражанию (греч. “мимесис” - подражание, воспроизведение, подобие). Из подражания и родился античный театр, где вместо рассказа о событии (как в эпосе) воспроизводилось само событие. Театр возник из культовых празднеств в честь Диониса, бога веселья и творческих сил природы. На таких празднествах выступали хоры, исполнявшие хвалебные песни в честь Диониса - дифирамбы. Хором руководил корифей. Кроме того, в подобном действе стали принимать участие актеры - сначала один-два, затем больше. Постепенно празднества, поначалу шумные и неорганизованные, приобретали все более упорядоченный характер, хоры и актеры стали проходить специальную подготовку, появился литературный текст для исполняемых произведений, а также место, где разыгрывалось действие - орхестра. Постепенно формировался облик античного театра, где зрители (а их набиралось до 40 тысяч человек) располагались в амфитеатре, нависавшем над круглой орхестрой. Актеры носили маски, ходили в котурнах (особые сапоги с высокими подошвами). Женские роли исполняли мужчины-актеры. Декораций практически не было, сцена оставалась неподвижной. Главные события нередко происходили за сценой: сражения, убийства и т.п. Они не показывались, но о них сообщал вестник или другой персонаж. Именно в античном театре сформировалось правило так называемых “трех единств”: места, времени и действия.

 Античный эпос. Гомер.

           Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную основу и созданы на материале устного народного творчества, мифологии. В то же время, в них отражены реальные исторические факты, относящиеся к эпохе освоения греками побережья Малой Азии. Реальные события «обрастали» в поэмах сказочным, легендарно-мифологическим материалом. В основе поэмы «Илиада» поход греков-ахейцев против троянцев, жителей Трои (Иллиона). В поэме говорится о последних пятидесяти днях из десятилетней осады Трои. Тема «Одиссеи» - возвращение на родину одного из главных участников троянского похода – царя Итаки Одиссея.

            Общий характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные, батальные сцены, описания подвигов на поле брани. В «Одиссее» на первом плане – бытовой, сказочно-приключенческий колорит. Обе поэмы отмечены высочайшими художественными достоинствами. Написанные шестистопным гекзаметром, они отличаются неторопливым эпическим стилем, отличительная черта которого – повествование через перечисление. Например, описание щита Ахиллеса занимает 120 строк! Перечисляются предметы, цены, эпизоды, изображенные на щите, выкованном Гефестом. По этим деталям можно судить об особенностях быта, нравов, культуры «гомеровской» Греции. Образы героев поэм – монументальны, статичны, раскрываются через поступки и речь, представляя собой различные типы человеческих характеров. Образы богов, решающих на Олимпе судьбы героев, величественны и ярки.

            Замечательные особенности поэм – эпическое раздолье, обилие развернутых сравнений, яркость и многообразие окружающего мира. Широкие картинные сравнения становятся как бы вставными новеллами, полными драматизма и динамики. В поэмах прославляется жизнь, молодость и красота, недаром к этим словам Гомер подбирает самые яркие и нежные эпитеты: прекрасная, беспечная. Близость к фольклору подчеркивается постоянными эпитетами: быстроногий Ахиллес, шлемоблещущий Гектор, хитроумный и многострадальный Одиссей, Зевс-тучегонитель.

            Поэмы предельно объективны. Гомер не выражает своего отношения к происходящему. Но присутствие автора в поэмах постоянно ощущается. Мы видим его нравственные, политические, эстетические идеалы, мы смотрим на мир его глазами, и этот мир прекрасен, потому что таким он казался поэту. Гомер не может скрыть своего постоянного любования и миром и человеком. Мир грандиозен, велик и прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но он не подавляет человека. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но никогда не проявляет рабского уничижения. Он спорит, протестует, иногда даже замахивается на богов. Герои Гомера бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства, но поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью. Его позиция по отношению к происходящим событиям и действующим лицам подобна позиции хора в античном театре: хор радуется или печалится, но никогда не гневается и не вмешивается в происходящее. Кажется, что они не создавались автором, а излились из души эллинского народа. Недаром поэмы являлись любимыми произведениями в Древней Греции, изучавшимися в школах и гимнасиях. Их герои были образцами добродетели, мужества, благородства. Знание поэм, в том числе, наизусть, считалось обязательным. Александр Македонский, например, во время своих походов не расставался с поэмами, носил их в специальном драгоценном ларце.

            К изучению поэм обратились еще в античную эпоху. Сегодня о них накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященная «гомеровскому» вопросу, в котором до сих пор немало загадок. Во-первых, о личности самого Гомера известно лишь, что «спорили семь городов о рождении мудром Гомера». До нас дошли и другие слова неизвестного греческого поэта:

                     Ты не пытайся узнать – где родился Гомер и кем был он.

                      Гордо считают себя его родиной все города;

                     Важным является дух, а не место. Отчизна поэта –

                     Блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ.

              Многие ученые вообще отвергают существование Гомера, считая его собирательным образом.

            Во-вторых, неясен вопрос о происхождении поэм, об истории их создания. Безусловно, поэмы создавались в дописьменный период народными певцами-сказителями – аэдами. Долгое время они бытовали в устном виде, пока не были записаны. Но мог ли один человек держать в памяти такие огромные поэтические произведения и передавать их последующим поколениям? В свзи с этим вопросом возникает две теории.

              Первая, «теория песен», создана в конце XVIII века немецким ученым Вольфом. Она сводится к тому, что первоначально существовали отдельные песни, малые поэмы, посвященные тем или иным эпизодам. Их могло быть 12 или 18. Затем они были объединены в единое целое и отредактированы.

            Вторая теория получила название «теория единого зерна». Ее сторонники исходят из того, что в основе поэм лежит некое художественное и идейное единство, так называемые пра-поэмы. Именно они затем «обрастали» новыми сценами, сюжетными ответвлениями и героями. Сторонниками второй теории являются и русские филологи.

             В чем сходятся все ученые, так это в том, что «Одиссея» моложе «Илиады». В ней запечатлен более поздний исторический этап жизни греческого общества. И хотя мы ничего не знаем о Гомере, очевидно, что в поэмах воплотились лучшие художественные традиции древних эллинов. Это подлинно народное творчество.

            В Древнем Риме и в средневековой Европе поэмы Гомера воспринимались как образцы классического искусства. Своеобразным соревнование с Гомером стала поэма римского поэта Вергилия «Энеида». На гомеровские традиции опирались писатели и поэты, которые стремились создать крупные эпические поэмы, запечатлев в них важнейшие события национальной истории. Это Торквато Тассо («Освобожденный Иерусалим»), Мильтон («Потерянный рай»), Вольтер («Генриада»), Клопшток («Мессиада») и др. Однако все эти подражания были несколько искусственны. Это связано, прежде всего, с тем, что сама форма, стиль, манера гомеровских поэм соответствовали раннему историческому этапу. Для литературы более позднего времени наиболее органичными стали не обширные поэмы, насыщенные мифологическими образами, а романы-эпопеи, такие, как «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Иосиф и его братья» Томаса Манна и др. Не случайно «Войну и мир» называют «Илиадой нового времени.»

§ 1. Античная мифология.

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т.е., сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Рождение и смерть, смена времён года, приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов – эти и многие другие явления в окружающем мире приписывались действиям неких фантастических, божественных сил. Эти явления зачастую представали в виде конкретных, зримых образов, они персонифицировались, т.е. проявляли себя в облике живых существ. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

В античных мифах не просто отражался смелый полёт человеческой фантазии. В них нередко воплощались мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека, что сделало греческую мифологию частью общечеловеческой культуры. Поэтому-то ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную жизнь, воплотившись в выражения, ставшие крылатыми.

Мифы тесно связаны с народной культурой и верованиями. Казалось, сама греческая природа предопределила особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозелёная растительность, тёплый климат. Греческая мифология «населена» разнообразными существами: демонами, сатирами, кентаврами и химерами. В горах таились горные нимфы ореады, в лесах – дриады, в реках – наяды. Но главными персонажами мифологии были боги и герои.

 

§ 2. Античные боги.

В основе греческой мифологии лежал АНТРОПОМОРФИЗМ, принцип уподобления человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, сильны, а главное – бессмертны. Им присущи разнообразные человеческие качества: великодушие и щедрость, ревность и коварство, проявляющиеся с особой силой, интенсивностью. Боги общались с простыми смертными, могли вступать с ними в любовные отношения. Некоторые древнегреческие аристократы числили в своих предках богов и гордились своим божественным происхождением.

С точки зрения значимости греческие боги делились на несколько категорий. Двенадцать верховных богов жили на заснеженной горе Олимп, на высоте около 3000 метров. Там, на вершине Олимпа, находились дворцы богов, которых называли олимпийцами. Само название «Олимп» близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причём, по преданию, младшие боги свергли старших.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей был ЗЕВС (в римской мифологии ЮПИТЕР) – сын Крона, бога времени, называвшийся поэтому Кронидом. В руках у Зевса – пучок молний – главный атрибут власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса, верховная греческая богиня – ГЕРА (римск. ЮНОНА), покровительница брака, супружеской любви и родов. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. 

Брат Зевса ПОСЕЙДОН (римск. НЕПТУН) был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств. Его дворец находился на дне моря.

АИД (римск. ПЛУТОН), другой брат Зевса был богом смерти, царившим глубоко под землей. Царство Аида, куда никогда не приникали лучи солнца, выглядело сумрачным и страшным, а загробная жизнь – сущим несчастьем.

Сын Зевса АПОЛЛОН – бог искусств, гармонии и духовной деятельности, покровитель муз. Музами назывались богини, спутницы Аполлона, покровительствовавшие различным видам искусства: КЛИО – муза истории, ЕВТЕРПА – муза лирической поэзии МЕЛЬПОМЕНА – муза трагедии, ТАЛИЯ – муза комедии, КАЛЛИОПА – муза песнопений, ПОЛИГИМНИЯ – муза пантомимы, УРАНИЯ – муза астрономии, ЭРАТО – муза любовной поэзии, ТЕРПСИХОРА – муза танца. 

Сестрой Аполлона была АРТЕМИДА (римск. ДИАНА), богиня охоты и плодородия, покровительница всего, что живёт и растет на земле.

Одна из самых почитаемых в Греции богинь – АФИНА, рождённая самим Зевсом. Она появилась из его головы и являлась богиней мудрости. В её честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм – Парфенон. Афина (римск. МИНЕРВА) – покровительница греческих городов-государств.

Ещё один сын Зевса – бог торговли, покровитель путников и ремёсел ГЕРМЕС (римск. МЕРКУРИЙ). Он был посланником богов и изображался в крылатых сандалиях.

Сын Зевса и Геры АРЕС (римск. МАРС) – бог войны, воинственный и кровожадный. Сыном Зевса и Геры был также и бог огня ГЕФЕСТ (римск. ВУЛКАН), покровитель кузнечного искусства, искусный мастер ковки.

Жена Ареса, прекрасная АФРОДИТА (римск. ВЕНЕРА) – богиня любви, олицетворявшая греческий идеал женской красоты. Одной из величайших богинь являлась сестра Зевса ДЕМЕТРА, дающая плодородие земле: без её могучей силы ничто не родилось.

Любимым богом был также сын Зевса ДИОНИС (римск. БАХУС) – бог вина и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра.

Помимо главных олимпийских богов существовали и другие, не живущие на Олимпе:

ЭРОТ (римск. АМУР), сын Ареса и Афродиты, крылатый мальчик с луком в руках и колчаном за спиной, бог любви.

ГИПНОС – бог сна, ТАНАТОС – бог смерти, ГИМЕНЕЙ – бог брака, АСКЛЕПИЙ – бог врачевания, ЭРИДА – богиня раздоров, НИКА – богиня ночи, ХАОС – бог беспорядка, ЭОС – богиня утренней зари, ЭРЕБ – бог мрака, НЕМЕЗИДА – богиня возмездия.

Наряду с богами, в мифах действовали герои. Самым знаменитым и благородным из них является титан ПРОМЕТЕЙ, принесший божественный огонь людям. Среди любимейших героев были и наделённый огромной силой ГЕРАКЛ, и ПЕРСЕЙ, сын Зевса и Данаи, легендарный певец ОРФЕЙ и много других.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях. Культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы (напр., лирики, античного театра, трагедии и комедии).

Греция и Рим погибли для себя,  

но сохранились для человечества...

В.Г.Белинский.

 

§1. Исторические сведения об античном мире.

Во втором  тысячелетии до н.э. в Южной Европе, на Балканском полуострове, омываемом Средиземным и Эгейским морем, расцвела удивительная цивилизация, которая стала фундаментом всей последующей культуры народов Европы.

Древние греческие племена себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Родословная эллинов теряется в XII в. до н.э. В истории Древней Греции известно несколько периодов ее развития. Самый древний – крито-микенский (II тыс. до н.э.) известен величественными дворцами и героическими событиями, важнейшим из которых явилась знаменитая Троянская война. Приблизительно за 1200 лет до Рождества Христова крито-микенская цивилизация была уничтожена неизвестными племенами, а в последующие столетия Греция представляла собой довольно бедную и слаборазвитую страну. В VIII в. до н.э. вновь началось быстрое развитие Греции. Этот период вошел в историю как время независимых городов-государств, важнейшими из которых являлись Афины и Спарта. Успешно отразив нападения со стороны Персидского государства, Греция переживала период расцвета культуры и демократии. Но уже в IV в. до н.э. междоусобные войны привели к тому, что греческие города попали под власть Македонского государства. Это время называется эллинским периодом в истории Греции, когда на смену полисам приходят крупные царства.

Древнеримское государство значительно моложе Эллады.  Оно находилось на территории современной Италии, на Аппенинском полуострове (северное побережье Средиземного моря). Римское государство было создано небольшим племенем латинов, проживавших в местечке Лациум. 753 год до н.э., год основания Рима, начинает отсчет и древнеримской истории. Для Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества на патрициев и плебеев, распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный и моральный упадок, восстания рабов и нашествия варваров – все это в конце концов привело к крушению Римской империи, просуществовавшей до 476 г. н.э. История Рима – это непрекращающиеся захватнические войны, которые делали из римлянина прежде всего солдата. Кроме того, интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило в дальнейшем отпечаток на формирование таких отличительных черт римлянина, как деловитость, практицизм, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе. История Древнего Рима богата грандиозными событиями, ее невозможно оценить однозначно: Рим и велик, монументален, грандиозен, и одновременно страшен. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.

 

§2.  Древняя Греция - колыбель европейской культуры.

Порой мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, знакомую лишь по учебникам истории, о которой нам изредка напомнят реалии сегодняшней жизни: автобусы “Икарус”, банки “Гермес”, космическая программа “Аполлон”, конкурс певцов “Золотой Орфей” и т.п. Но античность не утрачена нами. Многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу жизнь. В нашей речи мы встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения:, эстетика, логика, диалектика экономика, политика и др. Глядя на архитектуру дворцов, стадионов, театров, храмов, окружающих нас зданий, мы и не задумываемся о том, что всевозможные конструктивные элементы - колонны, капители, арки, своды, барельефы и т.п. были придуманы древними греками, использовались в их строительной практике. Древние эллины явились во многих отношениях основоположниками. Еще философ Демокрит утверждал, что мир материален и состоит из мельчайших частичек - атомов. А имена великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Евклида знакомы каждому школьнику. Древние греки положили начало точным, естественным и гуманитарным наукам: физике и математике, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогике и эстетике. До сих пор сохраняют свою актуальность многие выводы Платона и Аристотеля о сущности и законах искусства. Греки заложили основы исторической науки, внесли неоценимый вклад в теорию и практику красноречия.

Одной из главнейших заслуг древних эллинов, наряду с созданием великой культуры и литературы, было то, что они подарили человечеству бесценную идею демократии, в основе которой лежат коренные принципы: выборность, ответственность и сменяемость власти. С той поры история знает много разных форм правления: монархия, деспотия, империя, тоталитарные режимы, но только демократия выдержала все испытания временем. Уинстон Черчилль как-то сказал, что демократия отнюдь не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.

 

§ 3. Понятие античной литературы.

Если Греция - колыбель европейской культуры, то греческая литература - это основание, фундамент литературы европейской. Слово “античный” в переводе с латинского обозначает “древний”. Но не всякую древнюю литературу принято называть античной. Этим словом обозначается литература Древней Греции и Древнего Рима (IX в. до н.э. - V в. н. э.). Причина для такого выделения одна, но очень важная: Греция и Рим - прямые предки нашей собственной культуры. Наши представления о человеке, его месте в мире, о роли литературы в жизни общества, о делении литературы на эпос, лирику и драму, о стиле и стихе, даже о языке с его склонениями и спряжениями - все они в конечном счете восходят к тем представлениям, которые сложились в Древней Греции, были переданы Древнему Риму, а потом разошлись по Западной Европе, а оттуда - по Руси.

В последнее время много говорится об общечеловеческих ценностях. И в этом смысле греческая литература являет нам классические образцы. Как и во времена Гомера и Эсхила, человек рождается и умирает, болеет и стареет, любит и ревнует, растит детей, проявляет скупость и щедрость, эгоизм и доброту, великодушие и жестокость, властолюбие и покорность. Именно эти изначальные качества человеческого характера запечатлены с непревзойденным художественным мастерством в великих творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристотеля и Архилоха, Анакреонта и Сафо. Вот почему и сегодня нас волнуют творения древних эллинов.

Что касается римской литературы, то долгое время бытовало несправедливое мнение, что римская литература лишена оригинальности, что она - не более чем бледная копия литературы греческой. Однако это далеко не так. Римская литература самобытна, отмечена своими специфическими особенностями. Во-первых, это литература, созданная на латинском языке, тяготеющая к жанрам, связанным с практической жизнью. Например, самый высокий жанр - эпос - служит для прославления государства и императора; театр, в отличие от древнегреческого, утрачивает свою воспитательную функцию и имеет главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа. Очнь популярна была историческая проза. Во-вторых, Рим был очень тесно связан с греческой литературой и культурой. Римские писатели использовали сюжеты греческой литературы, ее формы и художественные приемы, но творчески перерабатывали их для решения своих национальных задач. В-третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность все явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к ее переживаниям. Эти объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения. В то же время при всех замечательных художественных достоинствах и достижениях римская литература все же несла на себе печать “вторичности” и уступает греческой в глубине эстетического анализа, в масштабности и художественной правде.

§4. Судьба античной литературы.

Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толкование в творчестве писателей эпохи Возрождения и Просвещения, в творчестве поэтов-романтиков 19 века и в наши дни. Так было во времена создания новой гуманистической литературы в эпоху Возрождения, когда после нескольких столетий забвения вновь были открыты для человечества великие сокровища античной культуры. Опыт античной литературы был неоценим для таких титанов Возрождения, как Данте и Петрарка, Эразм Роттердамский и Рабле, Сервантес и Шекспир. Так было в эпоху Классицизма, когда на вооружение были взяты “высокие” жанры античной драматургии и эстетические принципы искусства, сформулированные Аристотелем, что нашло отражение в творчестве Корнеля и Расина, Вольтера и Буало. Так было и в эпоху Просвещения, когда началось повальное увлечение античностью, ее искусством и литературой, наиболее ярко проявившееся в творчестве Гете и Шиллера. В эпоху романтизма античные сюжеты и образы вдохновляли Байрона и Шелли, Гельдерлина и Китса. Писатели XX века тоже черпают вдохновение у античных авторов. Широко известны произведения Джойса, Камю, Гауптмана, Юджина О´Нила и др. на античные темы.

Заметно влияние античности на русскую культуру и литературу. Живым взаимосвязям античной и русской культуры способствовало то, что греческие поселения находились также на территории Руси - северный берег Черного моря и Крым были когда-то греческими колониями. Уже в “Повести временных лет” (XII в.) содержатся сведения о великом пути “из варяг в греки”. Ярослав Мудрый, правитель Руси с по с принятием христианства привлек переводчиков греческих книг, Иван Грозный создал обширную библиотеку греческих авторов. В основанной в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинской академиии латинский и греческий языки были наиглавнейшими учебными дисциплинами. Основанный в 1755 г. Московский университет стал одним из главных центров изучения античной культуры и литературы. Античная культура входила в российский быт. Парки и дворцы украшались античными скульптурами, латинский и греческий языки и античная литература изучались в гимназиях. Значительную роль играли античные мотивы и образы в творчестве русских писателей и поэтов - Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, В.Брюсова, О.Мандельштама и др.

§ 5. Периодизация и особенности античной литературы.

В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и идиллия, поэзия и проза. Во главе всех жанров в античной литературе стояла поэма - героическая, дидактическая, историческая. Именно поэма и открывает собой древнейший период развития античной литературы - IX-VIII вв. до н.э. Период VII- VI вв. до н.э. называется архаическим и отмечается бурным расцветом лирической поэзии. V-IV вв. до н.э. называют классическим периодом в греческой литературе. Он знаменит расцветом античной драмы.  Эллинский период (III-I вв. до н.э.) характеризуется развитием прозы, а в Римский период (I-II вв. н.э.) греческая литература как бы получает новый толчок к развитию всех литературных видов. С середины III в. н.э. греческая культура переживает заметный упадок. В истории римской литературы обычно выделяют два периода развития. Первый - литература эпохи республики, второй - литература эпохи империи, который, в свою очередь, подразделяется на “золотой” и “серебряный” века.