Будет ли потомкам какое-нибудь дело до нас,
я не знаю, но мы, конечно, заслуживаем, чтобы было,
не за наши таланты (это ведь слишком годро),
но за наше рвение, труд и уважение к потомству…
Из письма Плиния Младшего к Корнелию Тациту

•••
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы,
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими...
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.

Мировая история! Жизнь многих и многих поколений! Туманная, загадочная даль! Пожалуй, ярче всего она запечатлена в литературе. У каждого народа – свой жизненный уклад, свои нравы, обычаи, вкусы, свое представление о мире, о человеке и природе, своя философия. Но это огромное, разноликое, разноречивое, неспокойное собрание народов, населявших когда-то нашу планету, как и ныне, составляло то могучее множество, имя которому – Человечество. И как бы далеки они ни были друг от друга, как бы ни были различны их культуры, их объединяли всем понятные чувства, тревоги, волнения, заботы, радости. Как бы далеко от нас ни стояли они в историческом пространстве, мы – их потомки, мы пошли от них, кто бы они ни были, к какому бы народу ни принадлежали. Народы редко дружили друг с другом, а больше воевали. Одни народы покоряли другие, или, наоборот, сами подвергались грабительским и разрушительным набегам. Великие эпические произведения древности поэтически запечатлели эту борьбу, кровопролитные войны, великие трагедии народов. Однако проницательный взгляд историка не может не заметить, как с самых давних времен сквозь эту сумятицу войн, классовых конфликтов, религиозной нетерпимости пробивалась здравая идея человеколюбия и гуманности. «Любите всех, будьте привержены ко всему человеческому началу!» – призывал древний китаец Конфуций. Ему вторил древний египтянин: «Я не чинил зла людям… Я не поднимал руки на слабого… Я никому не причинял страданий.» Древний китаец мечтал о том, чтобы «покорить небо и землю, изъяснить законы жизни и смерти, уравновесить бытие и небытие»; о том же мечтает и герой эпоса месопотамской литературы Гильгамеш, несший своему народу «цветок бессмертия».
Литература древних народов донесла до нас не только картины их исторического бытия, но и чувства отдельных людей, их личные страдания и радости. И в каких бы уголках нашей планеты ни жили эти личности, к каким бы народам они ни принадлежали, в их страданиях и радостях было много общего. Каждому из них были понятны и доролги чувства любви, дружбы, наслаждения красотой и страх перед смертью и страданием. Те же чувства испытываем и мы, и это нас роднит с нашими далекими предками, это делает их поэтические сказания понятными и близкими нам.