«Золотой век» римской литературы приходится на конец I в. до н.э., период правления императора Августа (победивший Антония Октавиан положил конец гражданским войнам в Риме, за что и получил титул Августа, что означает «величественный, божественный»). Август стремился поставить литературу на службу государственной политике, активно поддерживал писателей, укреплявших его идеологию. Богач и друг Августа Меценат оказывал материальную поддержку тем литераторам, чья деятельность была угодна императору (имя Мецената как покровителя искусств с тех пор стало нарицательным).
Особого расцвета достигает в это время поэзия. Её высшим достижением становится творчество Вергилия, Горация, Овидия.

Публий Вергилий Марон
70 – 19 г.г. до н.э.

Величайший римский поэт Вергилий родился в семье зажиточного землевладельца недалеко от Мантуи. В 15 лет он переехал в Рим, где учился в школе вместе с племянником Цезаря – Октавианом, будущим императором Августом. Это знакомство сыграло немалую роль в судьбе поэта. Вергилий увлекался философией, любил уединение, большую часть времени проводил в поместье под Неаполем. В обстановке острой политической борьбы он погружался в мир поэзии, входил в кружок литераторов, возглавляемый другом Августа Меценатом. Когда поместье отца было конфисковано. Вергилий обратился за содействием к императору, и том поместье вернул. С тех пор Вергилий испытывал чувство безграничной благодарности к покровителю.
Петь начинаю
Я о войне, о царях, на гибель гневом гонимых…
Величавей прежних событья
Ныне пойдут чередой – величавей будет и труд мой.

Основные труды Вергилия – книга эклог «Буколики», воссоздававшая идеализированную мирную жизнь селян; земледельческая поэма «Георгики», в которой автор, выразив свою любовь земле, в яркой художественной форме воспроизвёл различные виды крестьянского труда; «Энеида», национальная историко-мифологическая поэма, должна была стать для римлян тем же, чем «Илиада» и «Одиссея» стали для эллинов. Гомер был для Вергилия образцом, и перекличка с его поэмами заметна во многих эпизодах «Энеиды».
Блистательный стиль, изящный афористический стих сделали творчество Вергилия одним из высших образцов римской поэзии. В средние века он был провозглашён первым христианским поэтом, по его произведениям изучали латынь, а Данте избрал Вергилия проводником в загробном миру «Божественной комедии». В России большим поклонником Вергилия был В.Брюсов, отдавший 20 лет переводу «Энеиды».

Публий Овидий Назон
43 г. до н.э. – 18 г. н.э.
Публий Овидий Назон происходил из старинного рода. Он родился в Сульмоне, получил хорошее образование в Риме, готовился стать адвокатом и считался блестящим оратором и декламатором. Но верх одержала тяга к поэзии, проявившаяся в ранние годы.
… мой труд
Не уничтожит ни меч, ни огонь, на алчная старость…
Лучшею частью своей, вековечен, к светилам высоким
Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.
Всюду меня на земле
Будут читать народы, и на вечные веки, во славе пребуду.
Литературный дебют Овидия – сборник элегий «Любовные стихотворения», где муза поэта выведена под именем Корины, древней беотийской поэтессы, а лирический герой следует за колесницей Амура, закованный в цепи. Другая книга Овидия – «Героини» - стихотворные послания мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным, с которыми они пребывают в разлуке. Демонстрируя проникновение в женскую психологию, Овидий фантазирует, что могли бы написать: Медея – Ясону, Дидона – Энею, Пенелопа – Одиссею. Широкую известность приобрела и его книга «Наука любви», пародийный дидактический трактат о том, как следует добиваться успеха на любовной ниве. В подобной шутливой манере написана и книга противоположного содеражния, «лекарство от любви», где даются советы безнадёжно влюблённым.
Когда Овидию исполнилось 65 лет, в его жизни произошла катастрофа: император Август отправляет его в изгнание, но причины такой немислости неясны до сих пор. Официально поэт обвинялся в «безнравственности», в том, что его произведения подрывали усилия императора, направленные на укрепление морали и семейной жизни. Овидий был сослан на берег Чёрного моря в Томы (ныне Констанца на территории современной Румынии). Тоска по родине вылилась у поэта в сборниках «Скорбные стихотворения» и «Послания с Понта». Несмотря на многочисленные просьбы к преемнику Августа Тиберию, прощения Овидий не получил и умер в изгнании.
Главное произведение Овидия – «Метаморфозы», поэма, состоящая из 15 книг – бесценный кладезь мифологических сюжетов, каждый из которых завершается превращением богов в людей, животных, растения, минералы, источники, реки и созвездия. События в поэме разворачиваются в хронологическом порядке. Именно благодяря Овидию мы получили изящные и красочные мифы, ныне известные всему миру: о Дедале и Икаре, Орфее и Эвридике, Филемоне и Бавкиде, Нарциссе и многие другие.
Овидий был исключительно популярен в эпохуу Возрождения. Сюжеты его «Метаморфоз» перерабатывались в новеллы, в либретто опер и балетов. В России его очень любил А.Пушкин, посвятвший ему ряд стихотворений.

Квинт Гораций Флакк
65 – 8 гг. до н.э.

Квинт Гораций Флакк – самая значительная, после Вергилия, фигура в римской литературе. В эпоху Возрождения его имя стало звучать синонимом мудреца, учителя жизни и учителя поэзии. Его читали, переводили, ему подражали. Среди русских переводчиков знаменитого римлянина – Ломоносов и Державин, Пушкин и Жуковский, Блок и Фет.
Свою биографию Гораций написал сам, просто и скупо: сын вольноотпущенника, он прошёл школу, обычную для людей среднего достатка, изучал философию в роще Академа в Афинах. Затем – жизнь в маленьком имении, подаренном ему Меценатом, жизнь тихая, мирная, на лоне природы, вдали от шумного города и политических страстей. Император Август предлагал ему пост секретаря при своей особе, Гораций отказался.
Гораций – враг напыщенности, описания его просты, речь обыденна. Читая его стихи, мы сталкиваемся с противоположными тенденциями: от славит отрешённость от дел мира, уход в частную жизнь, не желает вмешиваться в дела людей, судить их. И в то же время гражданские чувства беспокоят поэта, заставляют его служить обществу. Поэт сам признаётся в своей раздвоенности:
То я, отдавшись делам, служу гражданскому благу –
Доблести истнный страж, её непреклонный приспешник;
То незаметно опять к наставленьям скачусь Аристиппа
Вещи себе подчинять, а не им подчиняться стараюсь.
Общественные чувства заставляют Горация сурово осуждать людские пороки, самым страшным из которых поэт считал стяжательство:
Корысть заполняет, как ржавчина, души
Челове кот зависти сохнет и чахнет.
Все, кто в скотском порыве рвался страсть утолить,
От сильной руки погибли смертью бесславной.
Самым знаменитым произведением Горация является его ода «К Мельпомене» («Памятник»), вызвавшая резонанс в веках. Это своебразное размышление о собственной творческой судьбе в грядущем:
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся…
Гораций размышляет о непреходящем значении поэзии для народов и вместе с тем призыв к поэтам с великой ответственностью относиться к своему слову:
Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф* мне увенчай главу.
По образцу этой оды созданы знаменитые стихи Ломоносова, Державина, Пушкина.

Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на греческую культуру.  Расселившись по завоёванным странам, принемя в них свою културу, греки сами испытали влияние коренного населения. Сформировался единый греческий язык койне, мировая культура обогатилась именами Архимеда и Эратосфена, Эвклида и Полибия. Особого расцвета достигла филология – наука о языке и литературе, высокого развития достигает техника, по прежнему на высоком уровне пластические искусства.
Изменился круг представлений грека, полисный патриотизм и идея национальной исключительности сменились теориями космополитизма (космополит – гражданин мира). Вера в местных богов слабеет. Под влиянием восточных религий возникают новые культы. Гражданские идеалы уступают место индивидуализму, значение личности определяется не происхождением, а социальным положением. Возникают философские школы:
♦ Киники (Диоген, 400 – 323 гг. до н.э.): все блага цивилизации вредонсны и отдаляют человека от счастья. Богатсво, слава, власть – дым и суета.
♦ Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.): счастье в отказе от тщеславных стремлений, в безмятежной отрешённости от общественных дел (атараксия), а государство если и необходимо, то только как страж индивидуального счастья личности.
♦ Стоики (от храма Стоа): смысл жизни – в умении противостоять бедам. Надо так организовать свой духовный мир, чтобы никакие страдания не смогли вывести из равновесия и унизить человека, ведь в конце концов, выход всегда есть – ты можешь добровольно покинуть этот мир.
♦ Эффектики (Пиррон, 360 – 270 гг. до н.э.): поскольку абсолютного знания не существует, борьба за принципы бесмыссленна, ибо никто не может быть уверен в правоте своего мнения. Поэтому следует уклоняться не только от борьбы, но и от всяких суждений вообще.
Главным предметом философских раздумий древних греков был человек, его взаимосвязи с обществом, его личное счастье. Личностный элемент наглядно проявился и в культуре: искусство воспроизводило не идеалы, а людей обыкновенных, с их достоинствами и недостатками. Гармония богов уже не удовлетворяла. Литература отошла от больших социальных проблем и занялась тревогами и заботами обакновенной личности.

В литературе той эпохи появляются особые жанры – идиллии и пасторали в стихах и прозе, художественный эффект которых можно определить одним словом – умиление. В.Даль в своём «Толковом словаре» так объяснил значение этого слова: «трогать нравственно, возбуждать нежные чувства, любовь, жалость». Основоположником жанра стал Феокрит (315 - ??? гг.). Еще одно новшество эллинистической литературы – роман, хотя такой термин самими грекам известен не был. Ярким образцом древнегреческогоромана является прелестная сказка Лонга «Дафнис и Хлоя», очень близкая по духу к жанру пасторалей – те же прекрасные пастушки, та же идеализированная природа, та же сентиментальная дружба и любовь. О Лонге практически ничего не известно. В его романе рассказана история двух юных существ, покинутых родителями и выросших на лоне природы, мирной и благосклонной к человеку. Автор рассказывает, как пробуждается в героях чувство любви, как целомудренно оно, сколько стыдливости и прелести в их отношениях.

Плутарх (46 – 120 гг. н.э.)

Его книгами восхищались все передовые умы, начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века. Их читали Руссо и Вольтер, Дантон и Робеспьер, Белинский и русские декабристы. Сюжеты из его произведений берут Шекспир, Корнель и Расин. Это один из самых знаменитых античных писателей, основатель жанра биографии.
Большая часть сочинений Плутарха объединена общим названием «Moralia» (нравственные сочинения). Плутарх писал о человеке, о положительных и отрицательных качествах его личности. По своей форме книги Плутарха – трактаты, размышдления и рассуждения, диалоги. Нравственно-воспитательное значение их актуально и сегодня.
Но особую популярность античному автору создали дошедшие до нас его великолепные литературные портреты выдающихся людей, «Сравнительные жизнеописания». Это 46 парных биографий знаменитых греков и римлян. К портрету величайшего оратора Древней Греции Демосфена прилагается портрет римлянина Цицерона, к портрету Александра Македонского – портрет Юлия Цезаря и т.д. Биографии объединены в пары по принципу сходства или контраста. Со скупым рационализмом повествует автор о деяниях своих героев, их заслугах и промахах, не вдаваясь в подробности личной жизни, а воспроизводя характеры и портреты. Перед нами проходят один за одним знаменитые деятели древности и вместе с ними их время, их поколения. Перед нами развёртывается увлекательная многоцветная история Греции и Рима.
Из сравнительных жизнеописаний: Демосфен и Цицерон.
Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) был величайшим афинским оратором. От природы косноязычный и слабоголосый, он упражнялся. Произнося речи с камешками во рту, на берегу моря или восходя на гору; для таких упражнений он уходил в пещеру, а чтобы отрезать себе путь к возвращению, обривал себе полголовы.  Выступая в Народном собрании, он сказал: «Афиняне, вы во мне будете иметь советника, даже если не захотите. Но никогда льстеца, даже если захотите». Другим ораторам давали взятки, чтобы они говорили угодное взяточнику; Демосфену давали взятки, чтобы он молчал. Когда на Грецию наступал царь Филипп Македонский, Демосфен своими речами сотворил чудо – сплотил против него несговорчивые греческие города. Филипп мрачнел от мысли, что Демосфен одной речью смог разрушить всё, чего царь достиг победами многих лет. Персидский царь считал Демосфена своим союзником в борьбе с Филиппом, щедро осыпал его золотом. Когда Демосфен поднял греков на борьбу с македонцами, последние одержали победу. Демосфен спрятался в храме и отравился, чтобы не выходить к врагам. На его статуе высечены слова: «Если бы, Демосфен, твоя сила равнялась твоему уму. Вовек бы македонянам не владеть Грецией».
Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) был величайшим римским оратором. Когда он учился красноречию в завоеванной Греции, его учитель воскликнул: «Увы, последняя слава греков уходит к римлянам!» Образцом оратора Цицерон считал Демосфена. Благодаря своему таланту, Цицерон от низших государственных должностей дошёл до самых высших, выступая и защитником, и обвинителем. На упрёк, что он больше погубил людей обвинениями, чем спас защитами, Цицерон ответил: «Значит, я был более честен, чем красноречив». Не имея никаких доказательств вины заговорщика Катилины, Цицерон только своей речью сумел убедить сенат в его вине. Речи Цицерона проив Антония прославились так же. Как речи Демосфена против Филиппа. Антоний, убоявшись силы слова Цицерона, приказал убить оратора, а его отрубленную голову выставить на ораторской трибуне римского Форума, повергнув римлян в ужас.
Кто из них более талантлив, автор судить не решается. Главным достоинством речей Демосфена являлись вескость и сила, в речах Цицерона – гибкость и лёгкость. Демосфена враги обзывали брюзгой, Цицерона – шутником. Демосфен не занимал высоких постов, Цицерон же дослужился до консула. Чем же Цицерон превосходил Демосфена, так это бескорыстием: он не брал ни взяток от врагов, ни подарков от друзей; Демосфен же брал деньги от персидского царя. Демосфен более достойно принял смерть: сам принял яд, как подобает мужественному человеку. В то время, как Цицерон, опасаясь убийц Антония, метался в поисках спасения.

С середины III в. до н.э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высоком уровне. Для Древнего Рима характерны дальгейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, что вело к обострению противоречий между знатью (патрициями) и бедняками (плебеями). Распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный и моральный упадок, восстания рабов и нашествия варваров – всё это в конце концов привело к крушению Римской империи.

История Рима – это прежде всего история захватнических войн, которые из римлянина делали прежде всего солдата. Кроме того, интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило отпечаток на формирование деловитости и практицизма, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе.

Римская мифология значительно беднее греческой. Римские боги не столь многочисленны и разнообразны. Нередко среди римских богов находят параллели с греческими (Зевс и Гера – Юпитер и Юнона, Арес – Марс, Афродита – Венера и т.д.) Долгое время бытовало мнение, что римская литература лишена оригинальности и является бледной копией литературы греческой. Это не совсем справедливо, поскольку римская литература самобытна и отмечена своими специфическими особенностями.

Во-первых, римская литература писалась на латинском языке и тяготеет к жанрам, связанным с практической жизнью. Так, эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления государства и  императора. Театр утратил свою воспитательную функцию и имел главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа, участника прений в сенате. Популярностью пользовались и исторические сочинения, призванные показать героические деяния и победы Рима.

Во-вторых, Рим был тесно связан с греческой историей и культурой. Греческие сюжеты , формы, художественные приёмы широко использовались римской литературой, но творчески перерабатывались.

В третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность всё явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к её переживаниям. Этим объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения.

Литература Древнего Рима делится на 2 основных этапа. Первый – литература эпохи республики. Она представлена драматургией Плавта и Теренция, поэзией Катулла, красноречием Цицерона. Второй этап – это эпоха империи, где выделяется конец республики и начало империи, «золотой век римской литературы» Здесь представлено целое созвездие имён, вреди которых Вергилий, Гораций и Овидий. Другой важный этап – «серебряный век», когда творили драматург Сенека, сатирик Ювенал, мастер малой формы Марциал. Среди поздних римских писателей наиболее заметная фигура – Апулей, автор знаменитого романа «Золотой осёл».

В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического эпоса. Следующий этап – VII-VI вв. до н.э. – время лирической поэзии. В эту эпоху общий характер литературы изменился, внимание переместилось с изображения широких полотен жизни на чувства отдельной личности.  На смену поэзии эпической пришла поэзия лирическая. Слово «лирика» произошло от «лира», струнного музыкального инструмента. Игрой на нём сопровождалось исполнение стихотворных произведений небольшого объёма.

Греческая поэзия связана с любовными, свадебными, застольными, похоронными песнями и уходит своими корнями в фольклор. До наших дней дошла лишь малая часть написанного: незавершённые отдельные стихотворения, фрагменты в несколько строк.

 Архилох
Поэт, соединивший лиру с ремеслом воина-наемника. Основная тема лирики – тема стойкости, мужества:
Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады - твердо стой, не трепещи.
Победишь - своей победы напоказ не выставляй,
Победят - не огорчайся, запершись в дому не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

 Тиртей
Мастер элегии – одной из популярных в греческой лирике поэтических форм., а также создатель эмбатерий – маршевых песен:
Вперед, о сыны отцов, граждан
Мужами прославленной Спарты!
Щит левой рукой выставляйте,
Копьем потрясайте отважно
И жизни своей не щадите:
Ведь то не в обычаях Спарты.

 Анакреонт
Имя Анакреонта приобрело мировую славу. Поэт воспевает наслаждение жизнью, любовь у него предстает как игривое и лёгкое чувство, он оптимистически смотрит на жизнь, радуется каждому её мигу.
За слова свои, за песни
Вам я буду вечно близок:
Я умею петь приятно,
Говорить умею сладко.
В литературе Просвещения и романтизма интерес к поэзии Анакреонта был особенно высок, родился даже термин «анакреонтическая поэзия». Среди его поклонников – Ломоносов, Державин и Пушкин, переводившие Анакреонта на русский язык. Образей анакреонтической поэзии Пушкина – знаменитое стихотворение «Что смолкнул, веселия глас», а стихотворения «Поредели, побелели» и «Узнают коней ретивых» являются вольным переводом лирики Анакреонта.

 Сапфо /Сафо/
Имя древнегреческой поэтессы широко известно и не менее знаменито. Главные жанры её поэзии – гимны, свадебные песни (эпиталамы), обрядовые песнопения. Её любовная лирика воспевает радость и страдания, любовные переживания перекликаются с картинами потрясающей красоты природы – с блеском моря, запахом цветов, сиянием луны.
Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту
Влюбленной.
Древние называли Сапфо «лесбосским соловьём» и считали ее равной богам. Платону приписывается такое стихотворение:
Девять на свете есть муз, утверждают иные.
Вот и десятая с ними – Лесбоса дочерь, Сапфо!
Образ Сапфо привлекал многих поэтов, художников, музыкантов. Она стоит у истоков женской поэзии. В русской литературе «женская поэзия» широко представлена творчеством А.Ахматовой, которую так и прозвали – «русская Сафо».

 Пиндар
Не только личные переживания запечатлевала древнегреческая лирика. В Греции создавались стихи, где речь шла о событиях общенародной значимости, и исполнялись они не индивидуальным певцом, а хором. Хоровую лирику отличал мифологический сюжет, приподнятый торжественный стиль. Главным жанром хоровой лирики была ода, а одним их её создателей явился Пиндар. Он прославился своими эпиникиями – победными одами в честь победителей Олимпийских игр. Но Пиндар не только прославляет победитля, он вспоминает о его родине, предках, воспевает милость богов. Стиль Пиндара – величавый, со множеством метафор, сложных эпитетов:
Если весь пыл и стремленья направит на доблесть
Он, не щадя для нее затрат и трудов,
Тем, кто увидит его и в почете, и в силе,
Следует зависть забыть.
Долг приятный и легкий для мудрых мужей - за труд
Слово доброе молвить о нем, и себе
С ним заодно воздвигнуть памятник славы навек.
Пиндар по праву считается основоположником жанра оды, получившего развитие в мировой лирике в эпоху Классицизма. В россии жанр оды был широко представлен в творчестве В.Тредиаковского, М.Ломоносова, М.Державина. Гораций, считавший Пиндара своим учителем, писал: «Как сбегающая с горы река, которую дожди, напоив, заставили выйти из знакомых нам берегов, так в кипящем и безбрежном потоке струит свои песни Пиндар».

 Греческая лирика VII-VI вв. до н.э. оказала влияние на римскую поэзию, а затем и на европейскую. В России её переводили многие поэты: Пушкин, Мей, Вересаев, Вяч.Иванов и др.

Античная комедия

Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном случае это добрый и мягкий смех над милыми слабостями наших друзей или литературных героев. В другом - смех может ниспровергать, разоблачать, даже убивать противников. Но средства достижения этих целей гуманны.

Само происхождение комедии восходит к древним праздникам плодородия, любимым народом и носившим карнавальный характер. Они сопровождались распеванием так называемых “фаллических песен” в честь Диониса, бога виноградарства и покровителя сельского хозяйства. Во время празднеств по улицам ходила ватага веселых гуляк, облаченных в разноцветные одеяния, распевающих песни. Они получили название “комос”, а само слово “комедия” - результат сочетания двух слов - “комос” и “ода”, что в буквальном переводе означает “песнь толпы”. Шествие комоса, мимические игры, распевание песен, нередко грубоватых или шутливых, - все это и стало основой комедии, такого вида драмы, в которой ситуации, действия, персонажи представлялись в смешных, гротескных, иногда карикатурных формах. Первые образцы комедии возникли на Сицилии, откуда она перекочевала в Афины, где обрела классическую форму. Древнегреческая комедия стала важным этапом становления мировой драмы. Она имела ряд особенностей, надолго определивших ее значимость. Это была политическая тенденциозная комедия. Конечно, авторы не избегали и быта, но тематику древнегреческой комедии определяла прежде всего политическая злободневность. Комедия обличала недостатки и пороки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. Объектом осмеяния легко могли стать известные политические деятели, философы, полководцы. Свобода критики предопределялась самой природой демократического общества, поэтому свое развитие комедия получила именно в Афинах - самом свободном и демократическом полисе древней Эллады.

В основе античной комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не отличались психологизмом и индивидуальностью, как, например, у Еврипида. Она представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатерном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим. По данным ученых, античная комедия была представлена примерно 40 авторами. До нас дошло лишь несколько имен.

Условно античную комедию можно разделить на древнеаттическую и новоаттическую. Древнеаттическая комедия, представленная творчеством Аристофана, носила ярко выраженный социальный, политический, тенденциозный характер. Новоаттическая комедия, представителем которой является Менандр, - бытовая, любовная, семейная. В ней нет бесшабашного веселья и буффонады, столь характерных для комедий Аристофана. Акцент сделан на психологической характеристике персонажей, испольховании традиционных сюжетов и мотивов: Судьба подкинутого ребенка, отношения родителей и детей, ревность, соперничество и т.п.

 

Аристофан

(446 - 388 гг. до н.э.)

*  Последний великий драматург классического периода греческой литературы, названный “отцом комедии”. Из 44 приписываемых ему комедий до нас дошло 11. Биография Аристофана пестрит “белыми пятнами”. Известно, что он был сыном земледельца, хорошо знал сельский быт и жизнь крестьян.

*  Расцвет творчества Аристофана приходится на время долгой и мучительной Пелопонесской войны. Ее тяготы разоряли народ, тяжким бременем ложились на Аттику. Поэтому тема осуждения войны с такой силой зазвучала в творчестве Аристофана (“Мир”, “Ахарняне”, “Лисистрата”). Аристофан был одним из первых писателей вмировой литературе, творчество которого пронизано страстным призывом к миру. Объктом сатиры пьес Аристофана стала и политическая демагогия, научное шарлатанство, литературные споры того времени (“Всадники”, “Облака”, “Лягушки”). Комедия Аристофана далека от безобидной шутки. Она зла, ядовита. От веселых прзднеств она заимствовала разве что приемы пародирования, переодеваний, карикатурного шаржирования. Смех Аристофана подчеркнуто тенденциозен и целенаправлен.

*  Аристофан сыграл значительную роль в развитии не только драматургии, но и всей сатиры в целом, заложив ее основные приемы, широко используя гротеск, карикатуру, фантастику. Традиции Аристофана получили развитие в творчестве таких мастеров сатиры, как Рабле, Свифт, Салтыков-Щедрин, Гейне.

Античная трагедия

Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами как трагические события. Трагическое - это нравственно-философская и эстетическая категория, в которой заключены не только ужас перед непоправимым разрушением идеала, не только боль утраты, не только восхищение героическим поведением человека, бесстрашно идущего навстречу смерти, но и активный протест человеческого разума против разрушений и гибели, страданий и безнадежности. В центре трагического события - судьба героя. С одной стороны, она закономерна и неизбежна, с другой - глубоко несправедлива. Эта внутренняя противоречивость приводит к тому, что трагедия не просто угнетает человека, но, напротив, мобилизует в нем лучшие душевные качества и моральные силы: мужество, стойкость, личное достоинство, высоту духа, готовность к самопожертвованию ради возвышенной цели. Поэтому трагическое открывает для искусства уникальные и безграничные нравственно-эстетические возможности, и прежде всего,  формирует в человеке Человека. Это своеобразие трагического впервые подметил Аристотель (в своем труде “Поэтика”, говоря о воздействии трагического на душу человека, он применяет термин “катарсис” - очищение страстей, достигаемое в результате столкновения и борьбы двух сильных и противоречащих друг другу чувств - страха перед ужасным и неизбежным и активного сострадания к герою, пытающемуся выстоять в неравной схватке).  В литературе трагедией называют один из видов драматургического произведения - пьесу с глубоким неразрешимым конфликтом, имеющим общечеловеческий смысл и ведущим к гибели героя. 

Античные трагедии всегда писались в стихах. Действие на сцене комментировал хор, стоящий сбоку. Трагедия представляла собой чередование монологов и диалогов действующих лиц с песнями хора, выражавшими, по сути дела, реакцию зрителей - чаеще сочувствие и сострадание, иногда - робкий ропот (ведь действовали боги). Хористы были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и произошло слово “трагедия”: в древнегреческом языке “трахос” означает “козел”, “ода” - “песня”, что в буквальном переводе означает “песнь козлов” (последний крик козлов, предназначенных в жертву Дионису). Античный театр классического периода представлен тремя классиками мировой драматургии, трагическими поэтами Эсхилом, Софоклом и Еврипидом. Каждый из них отразил определенный этап в развитии жанра трагедии.

 

Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.)

*  Биография Эсхила, как и многих великих греков, известна лишь в отдельных фрагментах и окутана легендами. Одна из них гласит,  что в детстве Эсхил заснул, охраняя виноградники отца; во сне к нему явился бог Дионис, покровитель театра, повелевший Эсхилу писать трагедии. Еще известно, что Эсхил родился в богатой семье аристократа, владельца большого земельного надела, что пришлось ему на своем веку участвовать в качестве гоплита (тяжеловооруженного воина)  в битвах при Марафоне и Платеях.

*  Предполагается, что Эсхил был автором 72 или 90 пьес. До нас дошло только 7. Как драматург Эсхил дебютировал в двадцатипятилетнем возрасте, участвовал во многих драматургических состязаниях, в двенадцати из них одержал победу. На закате жизни пальму первенства Эсхил уступает своему счастливому и талантливому сопернику Софоклу. В Сицилии, на могиле Эсхила, начертана эпитафия, в которой отмечены его военные подвиги, но ни слова не сказано о его драматургической деятельности. В глазах его современников защита родины считалась более важным делом, чем писание пьес.

*  Трагедии Эсхила монументальны и величественны. В них драматург ставит коренные вопросы своего времени: прославляет защитников родины, создает героические образы, изображает борьбу старого и нового мира, утверждает справедливость и законность. В целом его творчество запечатлело процесс становления Афинского государства. До Эсхила трагедия была ближе к музыкальной кантате, он сумел сделать из нее драму в полном смысле этого слова. Именно Эсхил вывел на сцену несколько актеров, а не одного, как было раньше. Образы Эсхила - монументальные и мощные, хотя в них еще нет той психологической сложности, которая присуща драматургам более позднего времени.

 Наиболее известными из дошедших до нас трагедий Эсхила являются трилогия “Орестея”, пьесы “Прометей прикованный”, “Персы”. Стиль произведений Эсхила - возвышенный, несколько вычурный, язык изобилует сложными эпитетами. Герои чаще всего действуют по велению богов, хотя те часто бывают несправедливыми и жестокими. Эсхил оказал огромное влияние на развитие жанра трагедии в античной драматургии, проложил путь Софоклу и Еврипиду, которые развили структуру трагедии, углубили трактовку человеческих характеров.

Трагедия “Прометей прикованный”

Вспомним Сократа, древнегреческого философа, казненного в 339 г. до н.э. за то, что учил мыслить людей самостоятельно, отметая догмы и предрассудки. Вспомним знаменитую Ипатию из Александрии, женщину-ученого, математика и астронома, побитую камнями в 415 г. н.э. фанатиками-христианами. Этьен Доле, французский издатель, сожженный в Париже в 1546 году по навету церковников на костре... Джордано Бруно, сожженный в Риме в 1600 году...  И многие другие страдальцы, ставшие жертвами человеческой злобы и невежества, снискавшие бессмертие своей жизнью и борьбой. А открывает плеяду этих героев мифический образ, на все века оставшийся олицетворением человеческого порыва к прогрессу, к истине и борьбы за нее - Прометей. Прометей - бог-титан, давший людям огонь вопреки воле верховного бога Зевса, первый из вереницы героев, погибших за идеи, поиск истины, желание умножить человеческие познания. Недаром его образ волновал не одно поколение героев, недаром его воспевали во все времена, недаром Прометей и по сей день является олицетворением благородного героя-мученика, несущего идею протеста и бунта против тирании.